Рынок дронов в России может остановиться из-за требований к их внешним пилотам
В России с 1 марта может остановиться рынок легких беспилотных летательных аппаратов, оборот которого оценивается в 13 млрд рублей в год, указывает «Коммерсантъ». С начала весны вступит в силу пункт Федеральных авиационных правил, который требует свидетельства на управление дронами до 30 кг от их внешних пилотов-операторов. Под угрозой заморозки окажутся контракты по аэросъемке нефтепроводов, дорог и строительства, предупреждают участники рынка
Участники рынка авиационных услуг опасаются заморозки работы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) взлетной массой до 30 кг. Причиной этого могут стать новые требования к операторам дронов, внешним пилотам, которые вступят в силу с 1 марта, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на профильную ассоциацию «Аэронекст».
Новые Федеральные авиационные правила обязали эксплуатантов, работающих с легкими дронами, проходить обучение по утвержденным в Росавиации программам. В «Аэронексте» отметили, что пройти обучение невозможно — направленная ассоциацией в ноябре 2021 года в Минтранс типовая программа до сих пор не утверждена им. Ассоциация обратилась в Минтранс с просьбой перенести на год вступление требования в силу. Руководитель Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов уточнил, что программы авиационных центров утверждают в Росавиации, ни одного свидетельства внешнего пилота в России не выдавалось.
Глава «Аэрохимфлота» (компания, которая собирается закупать дроны) Клим Галиуллин сказал, что каждый учебный центр уполномочен разработать и согласовать свою программу в Росавиации, «что и сделал МГТУ гражданской авиации». По словам собеседника, время для этого было «и у эксплуатантов, и у авиационных учебных центров». «Крайне важный для прозрачности авиаработ и всеобщей безопасности документ был давно анонсирован», — напомнил он.
В Росавиации сообщили, что в 2021 году на учет в стране поставили 21 300 беспилотников до 30 кг, 80% из них принадлежат физлицам. Всего в базе данных ведомства 42 000 беспилотников. В FAA (авиационный регулятор США) зарегистрировано 860 000 дронов, из них более трети — находятся в коммерческом пользовании. Для получения сертификата внешнего пилота в EASA (авиарегулятор ЕС) достаточно онлайн-теста, пройти который с некоторыми ограничениями могут даже дети, рассказал Куликов.
«Аэронекст» оценивает рынок коммерческой эксплуатации БПЛА в 200 компаний и более 4000 их сотрудников. Рынок продажи и услуг беспилотников растет на 20–25% в год, сказал глава «Аэронекста» Глеб Бабинцев. По итогам 2020 года его оборот оценивали в 10,7 млрд рублей, в 2021 году — в более чем 13 млрд рублей. Крупнейшие игроки этого рынка — компании «Аэромакс» (входит в АФК «Система»), «Геоскан» (входит в ГК «Геоскан»), «Финко» (ГК «Беспилотные системы»), «Аэроглоуб» и Zala Aero (ГК «Калашников»). Внешних пилотов в компаниях обучают за две-три недели, аварийных ситуаций при эксплуатации не возникало, отмечают все опрошенные газетой эксплуатанты.
По словам Бабинцева, многие эксплуатанты дронов получили предостережения Ространснадзора о возможной приостановке в случае неисполнения новых требований. В надзорном ведомстве и Минтрансе не ответили газете. Участники рынка опасаются, что требования к внешним пилотам могут повлиять на исполнение госконтрактов на аэронавигационные съемки.
Так, Бабинцев отметил, что срыв финансовых планов может негативно сказаться на пилотном проекте «Аэромакса» в партнерстве с «Почтой России» по доставке дронами грузов в четырех регионах. В «Почте России» уточнили, что проект будет проходить в рамках экспериментального правового режима, а эксплуатироваться будут более крупные БПЛА. «При этом один из разделов разработанного нами правового режима как раз посвящен обучению и сертификации пилотов», — отметили в «Почте России».
Заместитель гендиректора компании «Геоскан» Андрей Грудев рассказал, что в России ежегодно заключается до 700 госзаказов на аэронавигационную съемку. По его словам, из них на «Геоскан» приходится несколько десятков. Ежемесячные потери от возможной приостановки работ в «Геоскане» оценивают в десятки миллионов рублей. Аналогичных потерь ожидают в компании «Финко», где производят больше сотни беспилотников для госсектора и бизнеса ежегодно. «Не вижу, как мы выйдем из этой ситуации», — сообщил газете директор «Финко» Максим Шинкевич. В группе занимаются аэросъемкой.