К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сбросить вес и продлить молодость: почему в России вырос спрос на генетические тесты

Фото Kiyoshi Ota / Bloomberg via Getty Images
Фото Kiyoshi Ota / Bloomberg via Getty Images
В России все больше людей хотят узнать, кто оставил след в их ДНК, есть ли у них предрасположенность к диабету или инсульту. В поисках ответов на эти вопросы россияне покупают генетические тесты: их производители отметили рост спроса на свои услуги в 2021 году. Отечественный рынок генетических тестов будет расти в среднем на 15% в год и достигнет 5 млрд рублей к 2025 году. Почему генетические тесты становятся более популярны и стоит ли им верить?

Охота за данными

В 2021 году рынок генетического тестирования в России увеличится на 16%, до 2,9 млрд рублей, по сравнению с 2,5 млрд рублей в 2020 году, по данным исследования «Анализ рынка генетического тестирования в России и странах Европы» компании «Смарт Консалт» за декабрь 2021 года (есть у Forbes). В следующие пять лет рынок будет расти в среднем на 15,3% в год и достигнет 5 млрд рублей к 2025 году. 

Опрошенные Forbes производители генетических тестов рассказали, что в прошлом году спрос на их услуги сильно вырос. У российской компании Genotek в 2021 году количество проданных генетических тестов увеличилось в 2,5 раза год к году. В компании MyGenetics спрос вырос на 96% год к году, в «Атласе» — на 30%, в «ГеноАналитике» — на 15-20%. Точные цифры в компаниях не раскрывают. За все время работы генетических лабораторий (с 2003 года) россияне сделали меньше 1 млн тестов, в то время как в США провели уже десятки миллионов таких исследований, говорит сооснователь и директор по развитию Genotek Артем Елмуратов. При этом в России на сегодняшний момент работают не менее 10 компаний, которые проводят генетическое тестирование по различным направлениям.

Сейчас задача российских генетических компаний не извлечение прибыли, а наращивание клиентской базы, говорит источник Forbes, близкий к одному из производителей генетических тестов. «Пока никто даже за рубежом не понимает, как этот бизнес будет монетизироваться. Например, генетические компании могли бы продавать накопленные данные в обезличенном и переработанном виде для аналитики, однако российским компаниям из-за маленькой базы еще рано об этом задумываться», — считает собеседник Forbes.

 

Если раньше генетические тесты заказывали люди с высоким уровнем дохода в развлекательных целях, то в 2021 году в России это были в основном люди со средним достатком, которые использовали генетическую диагностику для управления своим здоровьем и решения определенных задач, говорится в исследовании «Смарт Консалт». Например, клиенты хотели сбросить лишний вес, избавиться от проблем с пищеварением, улучшить спортивные показатели, снизить риск развития тех или иных заболеваний и т. д. 

Спрос на генетические тесты растет из-за популяризации здорового образа жизни: многие россияне увлеклись спортом и правильным питанием, а следующим шагом для них стало внимание к своему здоровью, говорится в исследовании. Основным фактором, стимулирующим рост спроса на генетические тесты, будет развитие рынка превентивной медицины: ее основные идеи — не лечить, а предотвращать заболевания и продлить молодость организма на долгие годы. Генетические тесты, позволяющие получить информацию о предрасположенностях к заболеваниям, травмам, старению кожи, становятся основным инструментом реализации этих принципов, считают в «Смарт Консалт».

 

Раньше генетические анализы проводили преимущественно ради развлечения, но сейчас ими все чаще начинают пользоваться для контроля за своим здоровьем и персонализации медицины, подтверждает медицинский директор холдинга «Атлас» Андрей Перфильев. В «Атласе» спрос на исследования по онкологии в 2021 году вырос в три раза год к году, а спрос на анализ бактериальной среды кишечника — на 25%, рассказал Перфильев.

Крупный капитал

В Genotek чаще всего обращаются клиенты, которые хотят установить свою родословную, но спрос растет и на медицинские тестирования, отметил Елмуратов. По словам основателя Genotek, генетические тесты уже перестали быть экзотической услугой, а многие люди начали понимать их практическую пользу. 

За счет роста клиентской базы компании удалось снизить цены на свои услуги: средний чек в Genotek упал примерно на 20%, до 12 000 рублей, в 2021 году. «Чем больше образцов находится в базе компании, тем больше родственных связей среди них мы можем найти для клиентов», — отметил Елмуратов. По его словам, эта закономерность приводит к эффекту сарафанного радио и дальнейшему росту заказов.

 

В России стоимость генетического тестирования ежегодно падает из-за снижения стоимости полного секвенирования генома человека, а также роста конкуренции со стороны отечественных и зарубежных игроков, по данным «Смарт Консалт». При этом цена генетических исследований в России выше, чем в США, в 2-3 раза, говорится в исследовании компании.

Пандемия COVID-19 заставила людей обратить внимание на свое здоровье, а интерес к здоровому образу жизни и заботе о своем организме привел к росту спроса на генетические тесты, считает гендиректор MyGenetics Владимир Волобуев.

В популяризации генетических тестов помогли сделки с крупными компаниями, которые также выходят на новый для себя рынок через партнерства, считает основатель и гендиректор Genetico Артур Исаев. Привлеченные средства лаборатории смогли направить на маркетинг, который повлиял на спрос, отметил он. 

Большие компании на рынке

В 2016 году Genotek привлекла $2 млн, в частности, от экс-руководителя администрации президента России и члена совета директоров компании Александра Волошина. В конце 2020 года «Яндекс» вместе с пулом инвесторов вложила в Genotek $4 млн. Влияние «Яндекса» на интерес к тестам признают и в самом Genotek. По словам Елмуратова, компания начала продавать тесты через «Яндекс.Маркет», к тому же сама новость о том, что ИТ-компания стала акционером генетической компании, была «хорошим сигналом для всего рынка» и показала интерес к генетическим исследованиям со стороны крупных компаний. 

В конце 2021 года на рынок генетических исследований вышел «Сбер»: сервис «Сбер Еаптека» начал продавать ДНК-тесты под своим брендом Health Solution, которые производятся в Национальном центре генетических исследований (бренд MyGenetics). По данным компании, эти тесты помогут выявить заболевания или наследственные предрасположенности. «Не удивлюсь, если интерес «Сбера» к этому рынку может быть обусловлен тем, что их конкурент [«Яндекс»] вошел в эту нишу», — говорит Елмуратов. 

 

Рост интереса к генетическим тестам также связан с «заинтересованностью государства в развитии генетических технологий в нашей стране», считает Перфильев из «Атласа». В апреле 2019 года после того, как президент Владимир Путин подписал указ №97 о генетической паспортизации и составлении генетического профиля населения, в России вырос спрос на генетическое тестирование, услугу стали внедрять не только в премиальном сегменте медучреждений, но и в массовом, по данным «Смарт Консалт».

В 2020 году Путин поручил правительству при участии Курчатовского института создать национальную базу генетической информации граждан. На совещании по развитию генетических технологий президент объявил о начале создания трех геномных центров, главным технологическим партнером которых станет «Роснефть». В 2021 году глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал Путину, что компания планирует создать базу данных из 100 000 россиян и потратить на нее на первом этапе исследований 22,5 млрд рублей.

Спорная генетика

Сейчас некоторые ученые критикуют достоверность данных о предрасположенности к заболеваниям по результатам тестов, потому что это статистические данные, которые не объясняют причинно-следственные связи, считает Исаев из Genetico. По его словам, лаборатории могут выявить, что у людей с определенной мутацией вдвое чаще встречается диабет, но такие корреляции рискуют оказаться случайностью.

Определить некоторые генетические заболевания с помощью генетического теста действительно возможно, возражает доцент ИТМО Дмитрий Алексеев. По его словам, есть широкий круг заболеваний под названием моногенные — когда есть поломка в гене и человек может быть носителем болезни. К таким болезням, например, относится муковисцидоз. Если оба потенциальных родителя являются носителями такого гена, то вероятность пары родить ребенка с таким заболеванием составляет 25%.

 

Генетические тесты также позволяют выявить риски не конкретного генетического заболевания, а, например, ишемической болезни сердца, добавляет эксперт. «Алгоритмы работают хорошо, и благодаря огромному множеству генетических показателей можно узнать, может ли человек заболеть определенной болезнью раньше, чем в среднем по стране», — говорит Алексеев. 

По его словам, с помощью генетического теста также можно определить и родословную — благодаря качественным исследованиям отдельных наций. Но эта услуга больше актуальна для американцев: «В этой стране буквально котел из разных наций, эмигрировавших в разные века». У россиян же уровень кровосмешения «настолько древний», что не сравнится с американцами, но определить в своей крови, например, еврейские корни, возможно, добавил доцент ИТМО.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+