Оператор «Мегафон» сократил часть сотрудников из-за оптимизации
Сотовый оператор «Мегафон» сократил часть сотрудников, рассказали Forbes четыре источника: близкий к топ-менеджменту USM (акционер компании), близкий к топ-менеджменту оператора, а также бывший и нынешний сотрудники «Мегафона». О том, что в «Мегафоне» идет сокращение штата, 24 января сообщил Telegram-канал «Нецифровая экономика».
По словам сотрудника «Мегафона», в конце прошлого года в компании сократили 15% штата, но не во всех отделах. «Тенденция такая, что люди уходят и их ставки закрывают, естественный отток», — отметил собеседник Forbes. По его словам, в компании идут разговоры о сокращении еще 15% работников в этом году, но пока «это слухи». Источник, близкий к топ-менеджменту оператора, рассказал, что сокращения происходят для оптимизации работы, чтобы сотрудники не дублировали функции друг друга.
По словам источника, близкого к топ-менеджменту USM, сокращения в «Мегафоне» начались после принятия новой стратегии в 2021 году: оператор пересмотрел KPI (ключевые показатели эффективности) для сотрудников и начал отсекать активы, не относящиеся к телеком-бизнесу, за исключением «отдельных перспективных направлений». Telegram-канал «Нецифровая экономика» сообщал, что больше всего в начале года закрыли проектов у «дочки» оператора «Мегалабс»: из непрофильных активов у компании остался только онлайн-кинотеатр Start. «Мегалабс» занимается производством цифровых сервисов в сфере медиа, облачных решений, мобильной рекламы и финансов, среди которых — облачное хранилище «Мегадиск», IТ-система для управления персоналом и голосовой помощник «Ева».
В пресс-службе «Мегафона» Forbes рассказали, что никаких массовых сокращений в компании в 2021 году не было. «В конце прошлого года все подразделения поставили себе цели на 2022 год и установили KPI, это регулярная практика для нашей компании», — отметили в пресс-службе. Источник, близкий к оператору, рассказал, что некоторые сотрудники из-за высоких KPI сами принимают решение уйти из компании.
В «Мегафоне» подтвердили, что «внимательно анализируют эффективность бизнеса», а в конце прошлого года оператор продал непрофильные активы — свою долю в «AliExpress Россия» и башенный бизнес. «Мегафон» и «Вертикаль» Ивана Таврина договорились о создании объединенной башенной компании, куда вошла «Первая башенная компания» (владеет вышками оператора) в октябре 2021 года. «Мегафон» не разглашает сумму этой сделки: известно, что «Первую башенную компанию» оценили в 94,2 млрд рублей, а оператор получит в новой структуре 25%.
Специфика работы «Мегалабса» изначально предполагает гибкий подход, отметили в пресс-службе оператора: «решения пилотируются, какие-то из них закрываются, другие — внедряются и развиваются». Представитель оператора отметил, что за последние полгода в «Мегалабсе» появились дополнительные команды разработки.
Основные издержки у операторов связи — это расходы на штат и инфраструктуру, а для небольших операторов также значимы траты на аукцион по частотам, говорит гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Сокращая штат, компания экономит на фонде оплаты труда и налогах, добавил он. По словам аналитика, оптимизация бизнеса — нормальный процесс для любой компании, ведь расходы оператора растут, при этом сам бизнес растет не слишком быстро.
«Мегафон» оптимизировал штат сотрудников и в 2018 году, говорит гендиректор «ТМТ Консалтинг».
За девять месяцев 2021 года выручка «Мегафона» выросла на 5%, до 257 млрд рублей, а операционные расходы — на 8,4%, до 204,1 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В компании работало 36 696 человек на конец 2020 года, более свежих данных оператор не раскрывает.
«Мегафон» — не единственная компания, которая периодически оптимизирует штат сотрудников, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, телеком-компании в первую очередь сокращают сотрудников технических служб в филиалах, а также рекламные отделы. При этом рынок телекоммуникаций почти не растет, заметил эксперт. Кусков не исключает, что в 2022 году сокращения штата затронут не только «Мегафон», но и других российских операторов. «Навряд ли этот год будет взрывным на рынке телекома. Самое главное — сделать так, чтобы сокращения не затронули качество работы компании для клиентов», — добавил эксперт.