К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто выиграет от сделки Microsoft и Activision Blizzard и почему есть риск ее срыва

Фото Dado Ruvic/Illustration/REUTERS
Фото Dado Ruvic/Illustration/REUTERS
Cделка по покупке Activision Blizzard компанией Microsoft за $68,7 млрд привлекла повышенное внимание инвесторов. Это самая масштабная сделка для Microsoft и одна из крупнейших за время пандемии. В колонке для Forbes аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов рассказывает, насколько сделка выгодна для акционеров обеих компаний, какие в ней риски и как она отражает текущие инвестиционные перспективы сектора видеоигр

Вслед за Zynga

Первый месяц 2022 года был достаточно насыщенным на события в индустрии видеоигр. В начале января Take-Two Interactive объявила о покупке компании Zynga за $12,7 млрд. Сделка позволит Take-Two, которая исторически получала львиную долю выручки от продажи игр для консолей и ПК (франшизы GTA и Red Dead Redemption), увеличить долю мобильных игр в выручке с 12% до 50%, что весьма неплохо с учетом того, что это самый быстрорастущий сегмент сектора видеоигр. 

Спустя неделю Microsoft объявила, что планирует купить Activision Blizzard по цене $95 за акцию, что примерно равно $68,7 млрд (премия 45%). Премия к предыдущей цене закрытия в 45% может показаться завышенной, однако еще в июне 2021 года акции торговались на более высоких уровнях, а падение было вызвано переносом ряда громких релизов видеоигр (Diablo 4 и Overwatch 2), а также корпоративными скандалами.

Возникает вопрос, согласятся ли акционеры продать компанию по цене полугодовой давности? Когда акции компании торговались вблизи уровня $60, безусловно, они были существенно недооценены. Оценка «БКС Мир инвестиций» до объявления сделки находилась на уровне $99 при весьма консервативных ожиданиях. Тем не менее выкупная цена $95 находится близко к нижней границе диапазона справедливой оценки, что может подтолкнуть акционеров Activision к отказу от сделки.

 

Эксклюзивы для Xbox

 Microsoft проигрывает так называемую войну консолей компании Sony. Противостояние только усилилось с выходом PlayStation 5 и Xbox Series X в конце 2020 года. Причина отставания Microsoft — в более слабом портфеле эксклюзивных игр по сравнению с Sony. Для расширения портфеля Microsoft уже купила в прошлом году Zenimax Media за $7,5 млрд. Компания Zenimax Media владеет студией Bethesda, создавшей такие хиты как The Elder Scrolls, Fallout и другие.

Для удержания игроков и получения более стабильного дохода Microsoft развивает подписку Xbox Game Pass (число подписчиков около 25 млн человек). Сделка по покупке Bethesda была направлена на расширение библиотеки подписки, но еще тогда возник вопрос — сможет ли компания сделать главные игры Bethesda эксклюзивом Xbox и ограничить их продажи на консоли PlayStation 5, а возможно, и на персональных компьютерах? Пока ответа на этот вопрос нет. 

 

C Activision Blizzard все еще сложнее. Из 400 млн ежемесячно активных игроков (MAU) немногие станут в итоге подписчиками Xbox Game Pass. В первую очередь необходимо вычеркнуть активных игроков (примерно 245 млн MAU) подразделения King, известного мобильными играми франшизы Candy Crush, — маловероятно, что целевой аудитории этих казуальных игр будет интересна подписка Xbox. Примерно 90 млн игроков из оставшихся — это игроки Call of Duty: Mobile, которым также не особо интересна подписка. Еще 10 млн приходится на World of Warcraft и на Hearthstone (в совокупности примерно 16 млн игроков, по нашим оценкам), которые недоступны на консолях. Остается примерно 49 млн игроков, часть из которых уже и так могут быть подписчиками сервиса Xbox Game Pass. Тем самым потенциал расширения базы подписчиков не такой масштабный, каким кажется на первый взгляд.

Чтобы привлечь больше подписчиков, компании нужно делать франшизы Activision эксклюзивом для Xbox, что весьма затруднительно и лишит компанию выручки от продажи игр в рамках других платформ. Франшизу Call of Duty сделать эксклюзивом невозможно, так как компания потеряет существенное количество фанатов, которые играют в игру на других платформах. Кроме Call of Duty из консольных игр компании Activision можно выделить Diablo и Overwatch, продолжения которых выйдут в 2022–2023 годах. Сделать эти новые игры эксклюзивом Xbox весьма затруднительно, особенно учитывая пристальное внимание к сделке со стороны антимонопольных органов. Скорее всего, эксклюзивными будут либо игры, сейчас находящиеся на начальных стадиях разработки, либо новые проекты, которые будут созданы эксклюзивно для консоли Xbox.

Китай против

Регуляторный риск для сделки весьма высок. Ее должны одобрить антимонопольные органы США, Европы и Китая. С учетом давления на сектор видеоигр в прошлом году со стороны китайского регулятора нельзя исключать вероятность его отказа одобрить сделку.

 

Главным же препятствием могут стать антимонопольные органы США, которые пристально следят за действиями крупных технологических компаний для сдерживания их доминантного положения на рынке. Недавно антимонопольные органы США запустили расследование сделки по покупке Meta за $400 млн компании Supernatural (фитнес-приложения для виртуальной реальности). Если такая относительно небольшая сделка заинтересовала регулятор, высока вероятность, что многомиллиардная сделка Microsoft и Activision привлечет еще больше внимания.

Консолидация конкурентов

Объявление сделки может подтолкнуть другие компании — Electronic Arts, Take-Two Interactive, Ubisoft — к консолидации в отрасли, которая началась с покупки Zynga. Take-Two сама выступила покупателем, вряд ли она будет продаваться. Electronic Arts за прошедшие годы сделала несколько приобретений и сейчас занимается их интеграцией.

Ubisoft торгуется на привлекательных уровнях для поглощения и интересна хорошей библиотекой игр (серия Assassin’s Creed, Splinter Cell, Watch Dogs). Из потенциальных покупателей выделим Netflix, который начал развитие игрового направления и имеет ряд пересечений с Ubisoft по бизнесу (сериалы по мотивам игр компании). Netflix также может быть интересна польская студия CD Projekt Red, акции которой скорректировались из-за провала игры Cyberpunk 2077. Кроме Netflix покупателем может стать Sony. 

Еще есть игровые студии Embracer Group и Nexters. Последняя в прошлом году вышла на биржу через SPAC. Embracer Group активно скупала компании, поэтому как и в случае с Take-Two и Electronic Arts маловероятно, что она будет продана. Nexters скорее будет интересна другим разработчикам мобильных игр. Ее может купить Playrix, что позволило бы ей диверсифицировать свою аудиторию. К тому же у Playrix уже есть доля в Nexters. 

Вероятность закрытия сделки по покупке компании Activision Blizzard на текущий момент составляет примерно 50–60%, что подтверждают рыночные котировки акций. Потенциал роста до цены выкупа примерно 15%. Маловероятно, что сделка закроется раньше середины 2023 года, поэтому сейчас покупка акций Activision уже не столь привлекательная инвестиция, какой она была ранее, особенно с учетом риска срыва сделки.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+