Небесные работники: как россияне заново изобрели дрон и попали в список Forbes
Американский Forbes 1 декабря опубликовал ежегодный рейтинг «30 до 30»: в лонг-лист вошли 600 самых перспективных жителей США и Канады младше 30 лет. Среди них двое россиян — сооснователи канадской компании Skygauge Robotics 28-летний Никита Илюшкин и 26-летний Линар Исмагилов, стартап которых вошел в категорию «Производство и промышленность». Skygauge создает дроны, которые могут физически взаимодействовать с различными поверхностями. За счет этого они могут заменить человеческий труд — например, мыть окна в высотках, наносить или удалять краску со стен или предметов, строить здания, то есть взвалить на себя все скучные и опасные задачи.
«Когда мне было чуть больше 20 лет, я надеялся, что смогу попасть в этот список», — рассказал в интервью Forbes Илюшкин. Он признался, что для него это стало показателем того, как далеко Skygauge продвинулся с момента основания компании.
Как Илюшкин вместе с партнером перепридумал конструкцию дрона, чтобы решать проблемы работодателей по всему миру?
Место встречи
Сооснователь Skygauge Никита Илюшкин родился в Орске, городе в Оренбургской области. Его отец был IT-разработчиком, а мама — агентом по недвижимости. В 1998 году, когда Илюшкину было пять лет, его родители переехали в Торонто: мать была против того, чтобы Никита и его брат шли в армию в России. «Родители хотели создать нам другие условия для жизни», — говорит предприниматель. Во время интервью с корреспондентом Forbes он часто переходит на английский язык, а в его профиле на Linkedin указано, что русский он использует только для работы. «Обычно мы с семьей приезжаем в Россию раз в пять лет навестить родственников, но в 2020 году поездка сорвалась из-за ковида», — отметил предприниматель.
Он окончил Школу бизнеса Шулиха в Торонто в 2016 году, где учился по специальности «деловое администрирование». Будучи студентом, Илюшкин подрабатывал на заводе по производству окон и дверей — занимался сборкой, погрузкой товара и т. д.
На последнем курсе, в 2015 году, он стал участником университетской программы BEST Lab, которая позволяет предпринимателям обсуждать идеи своих стартапов с консультантами и получать доступ к необходимому оборудованию (например, 3D-принтерам). Программу организуют совместно три факультета Йоркского университета в Торонто — юридическая школа Осгуд-Холла, Школа бизнеса Шулиха и Инженерная школа Лассонда. В последней учился другой россиянин — Линар Исмагилов, который, так же как и Илюшкин, переехал в Канаду в детстве с родителями. Исмагилов не смог поговорить с Forbes из-за большой рабочей загруженности.
Именно он разработал концепт беспилотника еще в 2013 году в возрасте 18 лет. Будучи студентом инженерного факультета, Исмагилов заметил, что, несмотря на активное развитие рынка дронов во всем мире, они по-прежнему далеки от того, что уже много лет показывают в научно-фантастические фильмах — летающих роботов, которые могут доставлять посылки, ремонтировать объекты городской инфраструктуры и выполнять физическую работу. Линар представлял себе, как технически можно изобрести такой дрон, но ему был нужен партнер для работы с заказчиками и инвесторами. Таким напарником стал Илюшкин: вместе они начали создавать дрон в BEST Lab и, как указано на сайте проекта, разрабатывали его на протяжении четырех лет.
Запуск в кредит
«У нас была уникальная технология, но мы не знали точно, какую проблему будет решать наш дрон», — вспоминает Илюшкин первые годы работы компании. В 2016 году дроны использовали в основном для фото- и видеосъемки, а массового их применения в других сферах, в том числе в промышленности, не было, говорит сооснователь стартапа. По словам Илюшкина, ограничения были связаны с конструкцией дронов, поэтому они с партнером решили изобрести для них новый способ полета.
Так как ни у Илюшкина, ни у Исмагилова не было сбережений, они взяли студенческие займы и вложили в компанию несколько десятков тысяч долларов (точная сумма не раскрывается). Также Илюшкин был ранним инвестором в биткоин: он вложился в криптовалюту в 2014 году, когда она торговалась на уровне $300-650. В конце 2017 года, когда стартап израсходовал все заемные средства, предприниматель продал биткоины, чтобы поддержать проект. Поскольку эта криптовалюта подорожала до $19 000, денег хватило, чтобы протянуть до привлечения первых инвестиций.
Компания, зарегистрированная в 2016 году, сначала носила название Modular Integrated Robotics, но оказалось, что этот товарный знак уже принадлежал другой фирме. Тогда партнеры переименовали ее в Vectored Propulsion Technologies (до сих пор юридическое название компании). Когда предприниматели определились со стратегией развития проекта, они стали использовать бренд Skygauge (с англ. — небесный измеритель). «Глядя на название, ты незамедлительно понимаешь, что делает продукт», — объясняет Илюшкин.
На какой именно нише на рынке сосредоточиться, партнеры определились в 2018 году, когда получили первый заказ. До этого они связывались с компаниями из самых разных сфер — доставки, кинематографа, IT и оборонно-промышленного комплекса, чтобы понять, нужен ли им в работе дрон. Договориться ни с кем не получилось, а в военной сфере не удалось найти человека, с которым можно было бы обсудить свою идею, вспоминает Илюшкин. «Но мы уже видели большой рост на рынке беспилотников и понимали, что если найдем свою сферу, то у нас получится создать огромную компанию», — говорит он.
Илюшкин говорит, что первым заказчиком была инспекционная нефтегазовая компания из Хьюстона (ее название не раскрывается), с которой Skygauge заключила в 2019 году соглашение на проведение пилотного проекта. Тогда компания решила производить дронов-инспекторов, которые проверяют состояние оборудования на производстве или объектов городской инфраструктуры (например, мостов).
К тому времени на рынке уже существовали индустриальные дроны, говорит Илюшкин. Например, швейцарские противоударные дроны Flyability для осмотра объектов в труднодоступных местах и британские беспилотники Perceptual Robotics для проверки ветряных мельниц. Они достаточно маневренные, но недостаточно устойчивы, чтобы проводить точные измерения при контактном осмотре — в частности, чтобы измерить толщину стенки, например, газовой трубы и обнаружить дефекты и трещины, говорит сооснователь Skygauge.
Для того чтобы воплотить свою идею в жизнь, Исмагилов и Илюшкин разработали технологию дрона, которая позволяет во время полета поворачиваться лишь роторам, а не дрону целиком. Благодаря этому центральная часть дрона остается устойчивой, а устройство может анализировать и компенсировать силу ветра. «Это позволяет достичь высокой точности полета и необходимого уровня наклона при любом виде работ», — говорит Илюшкин.
Создать дрон с поворотными винтами — это технически сложная задача, в том числе с точки зрения применения искусственного интеллекта, говорит партнер Phystech Ventures Данила Шапошников. По его словам, такой дрон будет энергозатратным, а значит, время его полета сократится.
Китайский прототип
Поиски первого инвестора Skygauge растянулись на несколько лет. Помогло участие в 2019 году в конкурсе стартапов Queen’s Innovation Centre Summer Initiative, в котором компания заняла третье место и получила $10 000. После конкурса к Илюшкину и Исмагилову подошел партнер канадского фонда Hello Ventures Питер Бэк, который был одним из членов жюри. Он предложил рассказать о своей идее основателю Hello Ventures Скотту Лейку, который также является создателем публичного сервиса для запуска онлайн-магазинов Shopify стоимостью $161 млрд. Изучив проект, Hello Ventures инвестировали в Skygauge $100 000.
Также основатели Skygauge стали участниками акселератора HAX, который фокусируется на инвестициях в сектор deep-tech и проводит акселерационную программу в Китае. На протяжении нескольких месяцев в 2019 году Никита и Линар жили в Шэньчжэне, где работали над прототипом своего дрона.
«HAX — единственная инвесткомпания, которая специализировалась именно на производителях железа. Приехать в Шэньчжэнь было полезно, потому что там находится вся цепочка поставок оборудования: это очень помогло наладить работу нашего прототипа, и мы смогли собрать его в 10 раз быстрее», — говорит Илюшкин.
В конце акселерационной программы участники HAX представляли свои разработки на выставке проектов в Сан-Франциско: прототип Skygauge понравился организаторам, поэтому HAX вложил в стартап $250 000, а еще $150 000 инвестировали друзья и члены семьи основателей.
После этого Skygauge начала развиваться гораздо активнее, вспоминает Илюшкин: в ноябре 2019 года команда официально представила видео с концепцией дрона (об этом тогда писали и российские СМИ) и нашла еще несколько потенциальных заказчиков. Уже в 2020 году компания привлекла $3,3 млн от фонда Industrial Innovation Venture (структура канадского банка BDC Capital) и RiSC Capital, также дополнительные деньги в проект вложили HAX и Hello Ventures. После сделки в совет директоров стартапа вошли партнер Industrial Innovation Venture Fund Гийом Мерсье, основатель и бывший глава производителя дронов Aeryon Labs Дэйв Кретч и гендиректор инспекционной технологической компании Inversa Systems Джон Боулз.
Растущий рынок
Пока Skygauge не продала ни одного дрона: она провела несколько пилотных проектов и собирается произвести первую партию устройств. По словам Илюшкина, у компании уже 12 заказчиков в Северной Америке, Европе, Бразилии и странах Тихого океана. Большинство клиентов компании из нефтегазовой отрасли, однако есть и более специфические заказы из сферы судоходства, электроэнергетики и городской инфраструктуры, отметил предприниматель. Дроны-инспекторы на нефтегазовых предприятиях могут заменить работников, которые должны устанавливать на оборудовании специальные промышленные датчики. Но чтобы добраться до места установки, рабочие возводят строительные леса, что требует времени и денег. Дроны могли бы сэкономить предприятиям и то, и другое, считают в Skygauge.
Мировой рынок беспилотников к 2025 году достигнет $64 млрд, при этом около 20% рынка сервисов с использованием дронов — мониторинг инфраструктуры, это наиболее частое применение индустриальных дронов, говорит старший проектный менеджер кластера передовых производственных технологий фонда «Сколково» Иван Косенков. По его словам, доля России на рынке беспилотников составляет 2%, или 1-2 млрд рублей.
Сегодня дроны пилотируются практически во всех крупных промышленных компаниях — в металлургии, нефтегазовой отрасли, добыче ископаемых на открытых и закрытых карьерах, в капитальном строительстве, рассказал гендиректор компании «Цифровая индустриальная платформа» (входит в ГК «Цифра») Александр Смоленский. Он отметил, что объем рынка в этой нише пока невелик, но серьезный рынок появится через 2-3 года, когда часть проектов выйдет из пилотной фазы в промышленную эксплуатацию.
Использование дронов на промышленных объектах повышает качество и скорость обследования, считает Шапошников из Phystech Ventures. Он отметил, что подобные решения востребованы для обследования линий электропередач и других промышленных объектов, особенно актуально использование в труднодоступных районах. «К объекту может и вовсе не быть дороги, и тогда отправить дрон дешевле и проще, чем использовать вертолеты», — считает он.