Число фальшивых онлайн-кинотеатров удвоилось из-за введения QR-кодов в регионах
В российском сегменте интернета за последние два месяца удвоилось количество пиратских и фейковых онлайн-кинотеатров, подсчитали эксперты. Толчком к их удвоению стал осенний локдаун и введение системы QR-кодов для посещения кинотеатров в регионах, цель создания сайтов — кража данных пользователей
В октябре-ноябре в сети вдвое выросло число пиратских и фейковых онлайн-кинотеатров, рассказали в компаниях по кибербезопасности. Причинами этого эксперты называют ноябрьский локдаун и введение системы QR-кодов в регионах, в том числе для для посещения кинотеатров, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные компаний по кибербезопасности.
За два месяца в два раза увеличилось число доменов со словом «Кинопоиск», таких сайтов в сети нашлось около шестидесяти против трех десятков в сентябре-августе, сообщили в Infosecurity a Softline Company. Сооснователь проекта StopPhish Юрий Другач насчитал 592 сайта со словом «kino», 167 из которых появились в сентябре, 182 — в октябре, 243 — в ноябре. По словам Другача, 98% появившихся сайтов, как мошеннических, так и пиратских, нужны для кражи платежных и персональных данных пользователей.
Руководитель блока специальных сервисов Infosecurity Сергей Трухачев отметил, что большая часть новых доменов, эксплуатирующих «Кинопоиск», — это пиратские ресурсы, но среди них есть и те, что нацелены на кражу данных. Как правило, домены сформированы по принципу добавления одной или нескольких букв до или после слова «Кинопоиск», сообщили в Infosecurity. «Подобные сайты живут около пяти дней, и по мере их блокировки владельцы регистрируют новые, двигаясь дальше по алфавиту», — сказали в компании.
Имитируют не только «Кинопоиск», но и другие кинотеатры — ivi, Okko, Megogo, добавил Другач. В сети также обнаружилось шесть русскоязычных сайтов с пиратским контентом, имитирующих Netflix, из которых четыре были зарегистрированы в октябре и конце сентября. В «Кинопоиске» сказали, что подобные сайты вводят в заблуждение пользователей и вредят бренду, поэтому их блокируют. В Megogo не сталкивались с подобными фейковыми ресурсами, в Okko не отмечают роста фальшивых и пиратских сайтов, похожих на видеосервис.
Руководитель отдела специальных проектов Group-IB Владимир Калугин добавил, что используются для имитации не только имена легальных сервисов, но и крупных пиратских, например Kinogo. Считается, что вхождение релевантных ключевых слов в доменное имя хорошо сказывается на поисковой оптимизации, поэтому пираты стараются включать в доменное имя такие слова, как «kino», «film», «serials», надеясь на лучшее продвижение в поисковиках, объяснил эксперт.
По данным Group-IB, в 2020 году рынок интернет-пиратства в России составил $59 млн. По антипиратскому меморандуму, который был подписан «Яндексом», VK (бывшая Mail.ru Group), Rambler и правообладателями 1 ноября 2018 года, поисковики должны во внесудебном порядке блокировать страницы из соответствующего реестра пиратских сайтов, которым управляет Медиа-Коммуникационный союз. В марте «Яндекс» сообщал, что удалил из поисковой выдачи более 15 млн ссылок на сайты с нелегальным контентом.