Стартап из Кремниевой долины Gatik занимается разработкой технологий беспилотного вождения и доставкой товаров из распределительных центров в магазины. Недавно автономные грузовики Gatik без водителей начали впервые в истории перевозить товары для одной из крупнейших в США торговых сетей Walmart.
Gatik доставляет грузы в супермаркеты Walmart в Арканзасе (именно там находится штаб-квартира торговой сети) с 2019 года. Два полностью беспилотных грузовика работают еще с августа — они перевозят товары по фиксированному маршруту длиной чуть более 11 км со склада Walmart в магазин Walmart Neighborhood Market в Бентонвилле. Как заявляют в компании, впервые в истории беспилотные автомобили с закрытым кузовом вышли на реальные коммерческие маршруты.
«Это важный этап развития, которого мы стремились достичь на протяжении всех четырех с половиной лет с момента создания компании», — заявил основатель и генеральный директор Gatik Гаутам Наранг в интервью Forbes. Стоит отметить, что из соображений безопасности грузовики Gatik пока что доставляют товары под пристальным контролем специалистов. «Сотрудники с ограниченным доступом к управлению все равно находятся на пассажирских сиденьях. В случае необходимости они могут остановить грузовик. Кроме того, за каждым грузовиком ездят сотрудники на другом автомобиле, которые могут вмешаться, если что-то пойдет не так», — добавляет предприниматель.
Кажется, что широкая коммерциализация технологий автономного вождения для грузоперевозок станет повсеместным явлением намного раньше, чем роботакси и беспилотные легковые автомобили. Представители Gatik весьма вовремя заявили о новом этапе тестирования автономных грузовиков. Сейчас разработчики беспилотных грузовиков (например, TuSimple, Aurora и Embark) активно увеличивают финансирование за счет IPO, а производитель роботов-курьеров для доставки продуктов и еды на короткие расстояния Nuro привлекает миллиарды долларов в рамках частных раундов финансирования.
Gatik — пока что частная компания. Стартап Наранга зарабатывает на перевозках потребительских товаров для Walmart в Арканзасе и Луизиане и для канадских супермаркетов Loblaw в Торонто. Кроме того, сейчас Gatik начинает доставлять товары для других клиентов в штате Техас. В отличие от беспилотных фур TuSimple для дальних магистральных перевозок или небольших роботов-курьеров Nuro для доставки еды на короткие расстояния, грузовики Gatik перевозят товары из распределительных центров в супермаркеты по повторяющимся, фиксированным маршрутам «средней мили». Конкурентом Gatik в этой сфере можно назвать разработчика беспилотных фур и роботакси Waymo, который тоже занимается доставкой товаров со склада в магазины в пригороде Финикса, штат Аризона.
По словам представителей Walmart, цель автоматизированной доставки товаров в супермаркеты компании в Бентонвилле заключается в повышении скорости выполнения онлайн-заказов и эффективности использования активов. «Благодаря совместной работе с Gatik мы сделали вывод, что беспилотные грузовики — это эффективное, безопасное и соответствующее принципам устойчивого развития решение для перевозки товаров между нашими магазинами по повторяющимся маршрутам», — заявил старший вице-президент сети супермаркетов Walmart Том Уорд.
Представители Walmart и Gatik не раскрывают финансовые детали своего технологического партнерства. По данным портала Pitchbook, за последние четыре года стартап Gatik привлек финансирование в размере $114,5 млн, а его оценка превысила $854 млн. В настоящее время Gatik разрабатывает новые беспилотные грузовики совместно с японской автомобилестроительной компанией Isuzu. Сейчас в парке беспилотных автомобилей стартапа из Кремниевой долины находится 25 грузовиков, которые занимаются доставкой товаров в Арканзасе, Луизиане, Техасе и Торонто.
В 2021 году стартап Gatik вошел в рейтинг 50 самых многообещающих компаний в области искусственного интеллекта по версии Forbes. Хотя компании из Кремниевой долины пока что далеко до гигантов рынка беспилотных автомобилей вроде Waymo и Cruise, по словам Наранга, Gatik гораздо проще привлекать лучших технических специалистов, потому что стартап активно работает над непосредственным использованием автономных грузовиков для доставки товаров и обеспечения логистики.
«Именно это нравится некоторым инженерам, которые давно занимаются беспилотными автомобилями. Специалисты хотят видеть, как плоды их работы начинают повсеместно использовать. Возможность следить за доставкой товаров с помощью беспилотных грузовиков стала действительно захватывающей частью их работы», — отмечает Наранг. «В ближайшей перспективе мы ориентируемся на то, что это даст стимул специалистам, которых мы привлекли из других компаний-производителей беспилотных автомобилей», — добавляет предприниматель.
Перевод Полины Шеноевой