К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Индия стала новой точкой притяжения российского и зарубежного венчурного капитала

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Инвесторы стали больше вкладываться в индийские стартапы в 2021 году, а на IPO только с июля по сентябрь вышло более 30 компаний родом из этой страны. Почему Индия стала интересной для инвесторов и как она привлекает капиталы из разных стран, рассказывает основатель Arctic Ventures Антон Аликов

Долгое соревнование венчурных индустрий Китая и Индии за внимание иностранных инвесторов вышло на новый этап этим летом, когда инвестиции в китайские стартапы упали с $17,3 млрд в июне до $4,8 млрд в июле, но выросли в индийские — с $1,6 млрд до $8 млрд за тот же период. Этому в том числе способствовали действия китайского правительства по регулированию IT-отрасли, но и Индия прошла долгий путь и была готова к появившейся возможности выйти вперед. В последние годы страна становилась все более уверенным ньюсмейкером в венчурной среде и высоких технологиях.

В третьем квартале 2021 года 10 индийских компаний стали «единорогами» — это второе место в мире после США, где появилось 68 новых миллиардных компаний, и уверенный отрыв от Великобритании, Китая и Канады. За 2021 год общее число «единорогов» в Индии выросло до 29. Страна не отстает и от международного венчурного курса на «декакорнов» (стартапов стоимостью от $10 млрд, всего их в мире 38. — Forbes) — оценка edtech-стартапа Byju’s достигла $18 млрд, а оценка платежной системы и коммерческой платформы Paytm — $16 млрд, и уже в ближайшее время компания может выйти на IPO по оценке $20 млрд.

В Индии открывают офисы ведущие венчурные фонды, консалтинговые фирмы и инвестиционные банки. Технологические кластеры в Мумбаи, Хайдарабаде, Бангалоре, Нью-Дели, Калькутте стали не менее известны, чем Кремниевая долина в США. Почему инвесторы вкладываются в этот регион?

 

Российские капиталы

Финансирование индийских стартапов достигло пика в этом году. По данным Pitchbook, за девять месяцев 2021-го индийские технологические стартапы привлекли $23,5 млрд — почти в два раза больше, чем за два предыдущих года. С июля по сентябрь 2021 года инвестиции впервые превысили отметку $10 млрд за один квартал. Объем финансирования, привлеченный на индийских IPO, на сентябрь 2021-го составил $9,7 млрд — рекорд за 20 лет. За третий квартал 2021 года 31 компания в Индии вышла на IPO.

Больше всего инвестиций в 2021 году, согласно октябрьскому отчету PwC, привлекли три сектора: финтех (Pine Labs, OfBusiness, BharatPe, CRED), образовательные платформы (Byju’s, Eruditus и Unacademy), облачные решения (Gupshup, Postman и BrowserStack). Также были популярны технологии для здоровья, медиа и развлечения, логистика, электронная коммерция.

 

Эталонная для глобального венчурного рынка Sequoia Capital стала самым активным инвестором в третьем квартале на индийском рынке. Сейчас там работают практически все крупные мировые фонды: Lightspeed Venture Partners, SoftBank Group, Tiger Global, Nexus Venture Partners, IDG Ventures, Elevation Capital, Fidelity Growth Partners, Qualcomm Ventures, Temasek.

Российские компании и капиталы также стремятся попасть в Индию. Эти сделки носят системный характер. DST Global Юрия Мильнера только недавно вложилась в очередной индийский стартап Cred, а до этого — в Cars24, Byju’s, Khatabook, Flipkart, Ola, Swiggy, Udaan. RTP Global Леонида Богуславского — в Khatabook, MoneyTap, Cred, Classplus, Mobile Premier League. Венчурный фонд АФК «Система» Владимира Евтушенкова Sistema Asia Fund — в Infra.Market, Healthifyme, Rebel Foods.  

В Индии создается технологический сектор, который сможет вывести экономику страны на второе или третье место в мире на горизонте 20–25 лет. Этот сектор позволит стране повторить успех Китая в более сжатый срок. На это есть ряд серьезных и взаимосвязанных причин.  

 

Без долгов и рецессий

В 2020 году все еще аграрно-индустриальная Индия занимала третье место в мире по ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности. При этом темпы ее развития более чем внушительные. В допандемийные годы темп прироста ВВП колебался в диапазоне 5–8%, часто превышая китайские показатели. До 2020 года в индийской экономике не было рецессий около 40 лет. 

Традиционные отрасли индийской экономики являются одними из крупнейших в мире: текстиль, металлургия, телекоммуникации, кинематограф, медицина, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, туризм, автопромышленность, ювелирная промышленность.

При этом в Индии относительно низкий уровень долгов (менее 70%) по сравнению со странами Запада, так что и в этом плане у Индии есть значительный ресурс роста — через наращивание долга. Согласно оценкам PwC, к 2050 году Индия имеет шанс вырасти до второй крупнейшей мировой экономики после Китая, опередив американскую.

Новые люди

Индия сейчас — вторая страна по численности населения в мире: число ее жителей, по разным прогнозам, может превысить 1,4 млрд человек к концу этого года. Такими темпами через несколько лет в Индии будет жить уже больше людей, чем в Китае, где популяция стареет и стагнирует. 

Также в Индии очень много молодежи, а средний возраст популяции составляет менее 30 лет. Число школьников превышает 320 млн человек. А ведь именно молодежь в основном и формирует потребительский спрос в любой стране мира, является драйвером креатива и перемен, максимально восприимчива к новым технологиям.

 

Кроме того, в Индии все еще очень низкая степень урбанизации общества: более 60% населения пока живет в деревнях. Урбанизация — это проверенный и мощный двигатель экономического прогресса, и в этом плане у Индии огромный задел на будущее. Эти тренды помогут Индии сформировать один из крупнейших внутренних рынков мира, куда будут стремиться все значимые мировые производители.

Модернизация пользователей

Население Индии долгое время использовало наличные деньги. Но благодаря усилиям индийского премьер-министра Нарендры Моди и пандемии в стране стали набирать обороты электронные платежи.

Здесь нужно сказать, что Индия — второй в мире рынок по количеству интернет-пользователей. В 2021 году их насчитывается 843 млн человек, к 2023-му их число возрастет, по оценкам, до 900 млн, а к 2040 году — до 1,5 млрд.

Эти факторы позволили создать новые бизнес-модели, а индийские стартапы начали стремительно развиваться в последние пару лет. Теперь на первый план для них выходит вопрос привлечения новых и удержания старых пользователей.

 

Ориентация на высокие технологии

Так же, как в Японии и Южной Корее, в Индии не хватает природных ресурсов. Несмотря на огромную территорию, страна вынуждена закупать сырье за валюту за границей, в первую очередь энергоносители. Чтобы обеспечить достойный уровень жизни для такого огромного населения, без массового создания добавленной стоимости не обойтись.

Помогает и традиционное стремление индийцев к хорошему образованию и знанию языков. Быть образованным — это престижно, это знак принадлежности к высшим социальным слоям. В Индии создана мощная научная школа, которая сочетает в себе черты британской и советской, так как множество индийцев училось в советских вузах. Индийские ученые говорят по-английски, хорошо интегрированы в мировое сообщество. В любом более-менее крупном американском и европейском университете есть профессора из Индии. Они есть и в России.

Индия обладает огромной массой квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, что делает возможным развитие с нуля таких индустрий, как информационные технологии, фармацевтика, телекоммуникации, медиа, авиация и космос, атомная энергетика, медицина. 

Бюрократия и непрозрачность 

Несмотря на очевидный прогресс за последние десятилетия, Индия по-прежнему страдает от сильной нехватки общественной инфраструктуры, особенно транспортной: в стране производится недостаточно энергии, экономика страдает от недостатка природных ресурсов. Это осложняет ведение бизнеса.

 

Индийское общество клановое и кастовое, часто деловой успех зависит не от личных качеств, а от связей и происхождения. Несмотря на законодательный запрет дискриминации по кастовому происхождению, это явление продолжает существовать. Разобраться иностранцу в этом вопросе тяжело.

Помимо этого, индийскую экономику по-прежнему отличает характерный набор проблем любой из развивающихся стран — бюрократия, непрозрачность, коррупция, бедность. Пандемия коронавируса больно ударила по экономике, вызвав первую официальную рецессию в стране за последние 40 лет. Страдает Индия и от заметной инфляции, которая составляет в последние годы 6–10% и вызывает постоянную девальвацию рупии против доллара и евро.

Но перспективы работы в Индии перевешивают риски. Страна уже притягивает предпринимателей, инвесторов, банкиров, консультантов, менеджеров компаний, особенно из США и Европы. Там экономики стагнируют, но при этом в этих странах есть огромные массы капитала. На руку играет и мощная индийская диаспора: индийцы живут во многих странах Запада. Поскольку Индия является многолетним союзником России со множеством экономических, политических и культурных связей, российские компании и инвесторы могут рассчитывать на благожелательность и преференции.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+