Киберсообщество рассказало о «сигнале» в аресте основателя Group-IB
Сообщество по кибербезопасности увидело «сигнал» в деле основателя Group-IB Ильи Сачкова, публично критиковавшего российские власти за неэффективную борьбу с хакерами, написала FT. По мнению источников газеты в индустрии, так Россия дала понять, что не хочет сотрудничества с Западом в борьбе с киберпреступниками
Киберсообщество увидело «сигнал» в аресте основателя компании Group-IB Ильи Сачкова по делу о госизмене, пишет Financial Times со ссылкой на три источника. По их словам, Россия дает понять, что «не хочет сотрудничать с Западом в борьбе с киберпреступностью и готова наказать тех, кто нарушит правила».
Арест Сачкова выглядит как «абсолютно недружественная акция» России против американцев, заявил FT один из источников. «Он единственный публично обвинял людей в кибервымогательстве — хакерских блокировках компьютеров до получения выкупа», — заявил собеседник газеты.
FT указывает, что дело Сачкова последовало за его критикой «очевидной терпимости Кремля по отношению к киберпреступникам, атакующим Запад». В 2020 году предприниматель на встрече премьера Михаила Мишустина с IT-индустрией критиковал неэффективную борьбу России с киберпреступниками и приводил в пример разыскиваемого ФБР лидера группировки Evil Corp. Максима Якубца, «который в Москве разъезжает на Lamborghini с номерами ВОР». Арест Сачкова — это «значительный сигнал» от России своим международным партнерам, заявил газете профессор стратегических исследований университета Джонса Хопкинса Томас Рид. «Серьезно ли они [Россия] настроены по отношению к киберпреступности или они арестовывают больше топ-менеджеров компаний в области кибербезопасности, чем преступников-вымогателей?» — задался вопросом он.
Фокус Group-IB на выход на международный рынок мог спровоцировать опасения ФСБ, что разведка США получит доступ к данным компании, отметили два собеседника газеты. «В сфере кибербезопасности вы можете обладать доступом к очень конфиденциальным данным. Кремль явно считает ее ключевым стратегическим сектором. Посыл таков: не высказывайтесь об этом, не выходите на международный уровень без прямого разрешения ФСБ и в особенности локализуйте данные ваших клиентов на территории России», — отметил в разговоре с FT младший научный сотрудник Французского института международных отношений Жюльен Ночетти.
Комментарии ФСБ или российских госорганов и чиновников FT не привела.
О том, что российским силовикам не нравилось стремление Сачкова выводить Group-IB на зарубежные рынки и зарабатывать там, 2 октября писал Bloomberg со ссылкой на источники, близкие к спецслужбам. Действия Сачкова вызвали подозрения, что он стал «слишком независимым», заявили два собеседника агентства. По словам трех источников, Сачков тесно сотрудничал с ФСБ.
Партнер Сачкова и второй сооснователь Group-IB Дмитрий Волков сказал FT, что компания не имела доступа к секретной информации или государственной тайне. Он отметил, что без доступа к материалам расследования выдвигать версии о причинах преследования Сачкова неправильно. Ранее в интервью РБК он усомнился, что у Сачкова могли сложиться напряженные отношения с силовиками. «О каких-то сигналах, подмигиваниях и т. п. по крайней мере я не знаю <…> Что на самом деле сыграло против него, неизвестно, версий много», — заявил он. Волков сменил Сачкова в должности гендиректора после его ареста.
Сачкова арестовали 28 сентября по делу о госизмене. Эта статья Уголовного кодекса предусматривает до 20 лет лишения свободы. Детали дела неизвестны, источник ТАСС говорил, что Сачков не признает вину в передаче секретных данных иностранной разведке. Мать Сачкова написала письмо президенту Владимиру Путину, в котором назвала сына настоящим патриотом, не способным навредить стране. «При всем уважении к ФСБ, все помнят, сколько достойнейших людей, цвет нации, были загублены как «враги народа». История повторяется?» — написала мать Сачкова.