К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровая смерть: о чем стоит подумать пользователям соцсетей после сбоя Facebook

Фото: Rafael Henrique / Getty Images
Фото: Rafael Henrique / Getty Images
Сбой в Facebook дал понять, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. Если мы заранее не обеспечим сохранность данных, которые создаем в интернете, то можем оказаться первым поколением, не оставившим памяти о себе, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин

Несколько часов без Facebook могли показаться вечностью для тех, чья работа или общение с близкими зависят от соцсети. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, заняв место, принадлежавшее раньше семейным альбомам, личным контактам и общественной жизни. Компания Facebook и ее сервисы Instagram и WhatsApp — наглядный пример такой социальной сети.

Сейчас представители Facebook объясняют случившееся сбоем в настройках сети. Инженеры компании совершили небольшую, но критичную ошибку и на какое-то время ключевой сегмент Facebook был недоступен из интернета. Проблема решена, но мы почувствовали, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. И именно поэтому я хочу поговорить о цифровой смерти — людей, компаний и создаваемых ими продуктов. 

Сервис может умереть

Любой сайт может исчезнуть, и едва ли не самая распространенная причина — это закрытие проекта или сервиса из-за нерентабельности. Например, в 2009 году компания Yahoo закрыла популярный сервис хостинга GeoCities, все произошло стремительно, и только благодаря нескольким интернет-сообществам удалось сохранить большую часть сайтов с хостинга — скорее вопреки, чем благодаря усилиям компании. 

 

В 2018 году компания Google закрыла Google Plus — социальную сеть, которая хотя и создавалась крупнейшим игроком отрасли, но не выдержала конкуренции с другими соцсетями и сервисами.

Российская социальная сеть «Яндекс.Район» была закрыта в декабре 2020 года — также из-за недостаточного, с точки зрения компании, успеха. 

 

Кроме пропавших в сети проектов крупного бизнеса, еще больше сообществ, социальных сетей, онлайн-игр, информационных ресурсов исчезает вместе с окончанием финансирования стартапов, из-за сбоев у хостинг-провайдеров или действий хакеров. Например, многие крупные веб-сайты в мире были недоступны из-за аварии у провайдера Fastly, а многие могли исчезнуть во время пожара у хостинга OVH.

Так почему мы считаем, что Facebook вечен? Потому что он «слишком большой, чтобы упасть»? Или из-за конспирологических теорий о том, что его используют спецслужбы? Или бизнес-модель соцсети настолько успешна, что может существовать вечно? 

На самом деле компании создают свои продукты для извлечения прибыли, и пока прибыль или возможность привлечения инвестиций есть, они их развивают. А если нет — отказываются от них. Проекты умирают вместе с бизнес-моделями, инфраструктурой, основателями, потому что перестают  соответствовать эпохе (как вполне глобальный бизнес по поставкам льда после изобретения холодильников) или просто потому, что приходит их время умереть. 

 

Со временем многие интернет-компании, отчасти под давлением регуляторов и общественности, стали давать пользователям возможность сохранить хотя бы часть своей информации. В Евросоюзе в 2016 году был принят Генеральный регламент защиты персональных данных (GDPR), предоставивший жителям стран ЕС право распоряжаться своими данными в онлайн-сервисах. Аналогичное регулирование сейчас принимается в ряде штатов США. Все больше появляется сервисов, позволяющих скопировать все свои данные на личный компьютер. В Facebook тоже есть такая возможность — в разделе «Download your information» можно скачать все когда-либо загруженное. Такую операцию стоит делать регулярно, потому что вы не знаете, как долго просуществует привычная вам социальная сеть.

Люди тоже смертны

Другая важная причина сохранять данные из социальных сетей состоит в том, что все мы не вечны. Сейчас, во время пандемии, об этом особенно важно помнить. Если для кого-то Facebook, Intagram или WhatsApp — рабочие платформы для переписки, то для многих миллионов это семейные чаты, фотогалереи — по сути личный архив. Некоторые социальные сети существуют уже более 15-20 лет, и в них остались следы нескольких поколений, цифровая жизнь во всех ее  красках. Вопрос в том, как это сохранить. Можно перейти в другую социальную сеть или сменить мессенджер, но намного сложнее правильно распорядиться личным цифровым архивом. Сейчас соцсети мемориализируют профили умерших людей, давая возможность членам семьи удалить профиль или в каком-то ограниченном формате управлять им. Здесь тоже остаются нерешенные вопросы. Например, не факт, что владелец профиля хотел бы делать его публичным после своей смерти, пусть даже для близких людей.

Наши родители долгие годы отбирали лучшие моменты жизни в фотоальбомы, которые и сейчас хранятся на бумаге. Новое поколение создает неимоверное количество цифрового контента — не весь он ценен, но хотя бы какая-то часть важна для нас и наших близких. 

Недоступность Facebook на несколько часов — это свежее напоминание о том, что не стоит слишком полагаться на социальные сети и другие онлайн-сервисы. Если мы заранее не подумаем, как сохранить то, что создаем в интернете, то можем оказаться первым поколением, не оставившим памяти о себе.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+