К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Лайнер мечты»: как делают В787 Dreamliner

«Лайнер мечты»: как делают В787 Dreamliner
Forbes побывал на заводе Boeing под Сиэтлом и посмотрел, как устроено производство самого современного авиалайнера

«Это самый красивый самолет, который я видел», — признавался в мае 2007 года гендиректор авиакомпании S7 Владислав Филев, подписывая контракт на 15 Boeing 787 Dreamliner. На тот момент самолет не только не совершил первый полет, но и не был представлен даже в «нелетающем» виде. Выкатка B787 — первая публичная презентация — состоялась 8 июля 2007 года; к тому времени корпорация Boeing успела продать 677 самолетов. Церемония транслировалась на девяти языках в 45 странах, ее увидели более 100 млн человек — феноменальные для отрасли показатели. А B787 стал самым продаваемым новым самолетом в истории гражданской авиации.

Лайнер из композитов
Boeing

Лайнер из композитов

В Boeing 787 Dreamliner много видимых и не видимых глазу инноваций. Это первый самолет, изготовленный наполовину из композитных материалов (комбинация алюминия, титана, углепластика). Фюзеляж из традиционного алюминия — это детали, соединенные вдоль и поперек огромным количеством заклепок. Фюзеляж из композитов создается по принципу one-piece barrel sections, т. е. цельные части скрепляются лишь вдоль.

Самый выносливый
Leonid Faerberg·Transport-Photo Images

Самый выносливый

Композиты делают самолет легче и прочнее. Авиакомпаниям это дает экономию топлива и снижает расходы на обслуживание. Пассажиры получают больший комфорт в полете — давление максимально приближено к тому, что испытывает человек на земле, иллюминаторы на 65% больше. Плюс В787 способен преодолеть без посадки 13 679 км — это как слетать из Лондона в Нью-Йорк и обратно.  

Как Dreamliner получил название
Leonid Faerberg·Transport-Photo Images

Как Dreamliner получил название

История В787 началась на фоне серьезных изменений на авиационном рынке. В 2003 году Boeing впервые лишился лидерства — его потеснил Airbus, обогнав по числу проданных самолетов. В том же году американская корпорация заявила о начале создания «принципиально нового» самолета (собственно, ответ конкуренту) — первое время он проходил под кодом 7E7. Но главная амбиция Boeing оставалась безымянной недолго. Авиапроизводитель запустил акцию Name уour Plane, в которой мог каждый принять участие: выбрать понравившееся имя. Предлагалось четыре варианта — Dreamliner, Global Cruiser, Stratoclimber, eLiner. В голосовании участвовало полмиллиона человек из 160 стран; победил Dreamliner. Загадочную «Е» изменили на «8» (изначально «Е» интерпретировалась как «efficiency» или «environmentally friendly», затем — «eight»).

Первый покупатель из Японии
Leonid Faerberg·Transport-Photo Images

Первый покупатель из Японии

Уже 26 апреля 2004 года Boeing объявил о стартовом заказчике — японский перевозчик ANA подписал контракт сразу на 50 самолетов общей каталожной стоимостью $6 млрд. Японцы получили хорошую скидку — возможно, 50%, ведь Boeing нужен был весомый контракт на запуске проекта. ANA, в свою очередь, поддержала авторитет страны — треть «лайнера мечты» отошло подрядчикам из Японии — Kawasaki, Fuji, Mitsubishi, в том числе GS Yuasa, производителю литийионных батарей. Такие батареи, как и многое другое в В787, использовались в авиации впервые. Они обеспечили «лайнеру мечты»  преимущества — две легкие (по сравнению с предыдущими) батареи давали мощный заряд, они же почти десять лет спустя поставили его под удар (в январе 2013 года на самолете ANA произошло возгорание батарей, после чего — запрет на полеты).

Детали со всего мира
Boeing

Детали со всего мира

Но не только японские компании оказались в проекте B787 — «лайнер мечты» делает почти весь мир, т. е. Boeing и производственный процесс организовал по-новому.  Столь мощной международной кооперации не было ни у одного авиационного проекта. Обычно Boeing отдавал на аутсорсинг 35-50% комплектующих (прежде всего, двигатели и авионику). В случае с В787 этот показатель достиг 70%. Boeing исходил из того, что такой способ производства сэкономит деньги, ускорит процесс и позволит эффективно продвигать новый самолет на мировой рынок (пример — та же ANA).

У В787 оказалось 50 подрядчиков только первого уровня (компаний, с которыми у Boeing прямые контакты) и несметное количество субподрядчиков. И вот вся карта мира на одном самолете: Италия — горизонтальный стабилизатор, секция фюзеляжа, Япония — крылья, центроплан, батареи, Южная Корея — законцовки крыльев, Великобритания — двигатели и шасси, Франция — наружные двери.  В проекте участвует и Россия, поставляя титановые штамповки.

Вылет задерживается
Boeing

Вылет задерживается

Внедрение новшеств по всем фронтам обернулось для В787 не только статусом «самый современный», но и изрядным количеством проблем. Проект опоздал на три года — первый самолет ANA получила только в 2011 году. А бюджет вместо планируемых $5 млрд составил $32 млрд. Причем, Boeing заподозрили в получении субсидий от правительства США в $5 млрд — по законам ВТО помощь от государства запрещена.

Тысяча «лайнеров мечты»
Transport-Photo Images·Global Look Press.com

Тысяча «лайнеров мечты»

Нужно продать не менее 1000 самолетов, чтобы окупить эти затраты. Сейчас в портфеле заказов Boeing — 1095 В787, из них 304 поставлены клиентам (данные на июль 2015 года).

Коварные батареи
Leonid Faerberg·Transport-Photo Images

Коварные батареи

В787 столкнулся с непредвиденными сложностями, которые потребовали корректировки графика. Это почти трехмесячная забастовка механиков завода Boeing в Эверетте (в кризис 2008 года начались сокращения персонала); проблемы со стыком крыла и фюзеляжа; сложности с поставками комплектующих. Серьезный удар нанесли те самые литийионные батареи. После ряда инцидентов с перегревом и возгоранием батарей в январе 2013 года авиарегуляторы США, Европы и других стран запретили полеты В787, приземлив таким образом 50 «лайнеров мечты» на три месяца.

Авиационный фетиш
Boeing

Авиационный фетиш

Сейчас каждую минуту в небе находится не менее 100 «лайнеров мечты», что можно наблюдать в реальном времени на сайте Boeing. Там же указаны все авиакомпании, имеющие в парке В787. Какие бы трудности ни переживал Dreamliner, он уже стал выдающимся: этот самолет воспринимается не как транспортное средство, а как фетиш от авиации. В октябре 2011 года ANA продавала билеты на первый полет из Токио в Гонконг и обратно с аукциона: самый дорогой билет в бизнес-класс обошелся покупателю в $32 700, почти в 20 раз дороже первоначальной цены. И до сих пор полет на В787 воспринимается как приключение.

«Опередили рынок, но были недостаточно зрелыми»
Ken Crane·Transport-Photo Images·Global Look Press

«Опередили рынок, но были недостаточно зрелыми»

Президент и председатель совета директоров Boeing Джим Макнирни в свое время признался, что исполнение проекта B787 было не столь хорошим, объяснив это лишь одним: «Мы применили технологии, которые опередили рынок, но были недостаточно зрелыми».

Доберется ли Dreamliner до России
РИА Новости

Доберется ли Dreamliner до России

S7 и «Трансаэро» успели как заказать В787, так и отменить контракты. S7 отказалась от 15 самолетов из-за кризиса 2008 года (на фото - гендиректор компании Владислав Филев после подписания контракта на поставку Boeing 787 в 2007 году). «Трансаэро» аннулировала заказ на четыре В787 в 2013 году. «Аэрофлот», заказчик 22 «лайнеров мечты», на сайте Boeing значится в клиентах, но гендиректор Виталий Савельев не исключил отказа — из-за плохой ситуации на российском авиарынке. Пока «лайнер мечты» можно увидеть в Домодедово, куда на нем летают Air India и японская JAL. А четыре года назад В787 впервые прилетел в Россию — на международный авиасалон МАКС, произведя фурор.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+