Жертва ГЛОНАСС: как рушится один из самых успешных техностартапов России
Один из лидеров российского рынка разработчиков систем спутниковой навигации — «Русские навигационные технологии» (РНТ), — первым из российских венчурных компаний вышедший на биржу, в 2012 году стал резко терять свои позиции, терпеть убытки, его капитализация с момента размещения на ММВБ в июле 2010 года упала в 4 раза. Как стало известно Forbes, за прошлый год практически полностью сменилась команда РНТ, а с июня у нее новый генеральный директор. Бывший глава РНТ Иван Нечаев, растивший стартап с момента основания, пока остается в компании.
По словам нового гендиректора РНТ Виталия Калягина, инициаторами реорганизации выступили акционеры, а убытки компании связаны с сокращением выручки. По итогам 2012 года она упала на 29% по сравнению с показателем 2011-го. Калягин и акционеры винят во всем «отложенный спрос» на услуги в связи с приходом на рынок госрегулирования. А эксперты и бывшие сотрудники уверены, что это ошибка компании в выборе бизнес-модели, а также «неумение оперативно реагировать на изменения».
История успеха и падения
Стартап родился в 2000 году: группа студентов-программистов во главе с Нечаевым устроилась наработу к бизнесмену Борису Сатовскому, основателю компании «Руслан коммуникейшнз», занимавшейся разработками навигационного оборудования и соответствующего софта. Программисты создали продукт под брендом «АвтоТрекер», позволяющий компаниям контролировать передвижение своего транспорта или грузов в режиме реального времени. Клиенты снижают риски потерь, кражи, а также оптимизируют маршруты. Уже в 2003 году «АвтоТрекер» получил первого клиента — «Донстрой», — а спустя два года стартап был выведен в отдельную компанию «Русские навигационные технологии», которую Нечаев и возглавил.
В 2008-2009 годах РНТ заинтересовала инвесторов, получив два раунда инвестиций в сумме 170 млн рублей от «ВТБ-Фонд венчурный», а в июле 2010 года организовала IPO на ММВБ(привлечено 300 млн рублей). На данный момент «ВТБ – Управление активами» владеет 30,7% акций РНТ, 24,6% и 26,6% компании — в офшорах Fiazior и Gloromo Holdings, одним из бенифициров которых является Сатовский, 18% — в свободном обращении.
«АвтоТрекер» стремительно набирал популярность среди крупных корпоративных заказчиков. Систему установили на 5500 транспортных средствах компании МРСК, клиентами также стали Сбербанк, «Роснефть», «Газпромнефть», «Мосметрострой», АЛРОСА идругие. По итогам 2010 года, РНТ увеличила выручку более чем в 2 раза, до 446,2 млн рублей, а в 2011 году — до 622 млн рублей. В планах РНТ на 2014 год значилось достижение выручки 1,9 млрд руб. Однако по итогам прошлого года компания получила непрогнозируемый убыток в 48 млн рублей, большинство ее планов оказалось перечеркнуто. Бумаги РНТ стали падать еще с 2011 года, уронив капитализацию компании за весь период в 4 раза, до 469 млн рублей.
Кто виноват?
Почему классически развивавшийся венчурный проект попал в такую непростую ситуацию?
Во-первых, не обошлось без государства. У властей, вложившихся в создание системы ГЛОНАСС, давно зрел план «коммерциализации» российской спутниковой группировки. С 2010 года правительство начало разработку проекта закона о реализации системы ЭРА-ГЛОНАСС (экстренное реагирование при авариях), согласно которому около 40 млн автомобилей страны будут обязаны иметь специальные передатчики, информирущие о ДТП, однако до сих пор проект не прошел все чтения Госдумы. Кроме этого, было принято более 60 региональных целевых программ для мониторинга общественного транспорта и других госслужб, реализация которых намечена на этот год. Все это сопровождалось изменением требований к оборудованию, что затормозило развитие рынка в целом. «Появилось много неопределенностей, и ряд крупных клиентов заняли выжидательную позицию», — поясняет руководитель венчурного бизнеса «ВТБ Капитал», председатель совета директоро РНТ Айдар Калиев. Однако, по его мнению, уже в этом году рынок начал оживать.
Во-вторых, появление государства на рынке сыграло на руку другой компании — «Навигационные-информационные системы» (НИС) , принадлежащей бизнесмену Владимиру Евтушенкову (состояние $6,7 млрд, №23 в списке Forbes). Ей досталось оснащение автопарков МВД, МЧС, Минтранса, «Почты России», «Транснефти» и участие в большинстве региональных целевых программ.
Эксперты считают, что дело не только в изменениях правил игры на рынке, но и в том, что РНТ пожинает плоды изначально неверно выбранной стратегии развития. Быший гендиректор «М2М Телематика» (дочерняя компания НИС), а ныне основатель собственного проекта SpaceTeam Алексей Смятских считает, что РНТ ошиблась еще 3-4 года назад, сделав ставку на один продукт и его коммерциализацию. Тогда как, например, у М2М было 30 продуктов, уточняет он. «Очень быстро этот рынок стал высококонкурентным и низкорентабельным», — подчеркнул Смятских. По его оценке, средняя рентабельность сектора 15%. РНТ побеждала на некоторых тендерах, демпингуя, вспоминает Смятских. «Их предложения были не просто самими дешевыми, но часто заставляли задуматься о наличии маржи», — отмечает Станислав Емельянов, заместитель гендиректора компании Omnicomm, участвовавший вместе с РНТ в некоторых тендерах. Емельянов полагает, что компания понадеялась на эффективные проекты в будущем, а в итоге потеряла контроль над издержками. Он видит причину «в истории ее выхода на IPO и тех радужных, но не слишком обоснованных надеждах, что вселили в руководство РНТ ее инвестконсультанты».
Что делать?
Замдиректора ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Игорь Лисовой считает, что РНТ нужно сокращать штат сотрудников, а также выходить на новые рынки, например в страховую телематику. Возможность следить за водителями и на основе этого формировать индивидуальные тарифы по каско давно будоражит умы сотрудников страховых компаний. Ни одна компания пока это не реализовала: основная проблема в написании софта, который будет анализировать полученные данные. Смятских также уверен, что без дополнительных инвестиций пересмотра бизнес-модели и расширении линейки продуктов компании из убытков не выбраться.
В свою очередь Калиев отметил, что реорганизация компании практически завершена, но он не видит необходимости в смене бизнес-модели. «Мы были ориентированы на крупных заказчиков, а теперь расширяем фокус на средний и малый бизнес, а также дополняем продуктовую линейку», — уточнил Калиев. По словам Калягина, РНТ также пересматривает ценовую и дилерскую политику, делая сервис более доступным для регионов.
В нашей стране рынок спутниковой навигации стоит в самом начале своего развития. По словам Лисового, в России пока лишь 5 направлений, где применяются навигационные системы, а в Америке их 50. По подсчетам некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», созданного год назад для реализации проекта ЭРА-ГЛОНАСС, в 2020 году объем рынка спутниковой навигации вырастет в 20 раз и составит 300 млрд рублей. Понятно, что крупные игроки решили побыстрее занять нишу, в которой можно будет заработать, а РНТ оказалась не готова к такому серьезному натиску. Несмотря на это, Калиев настроен оптимистично: «Это перспективное направление, мы верим в компанию».