Бизнес в тандеме: как два предпринимателя запустили три стартапа на $1 млрд
Кевин Райан и Дуайт Мэрримен вместе создали три компании с оценкой выше $1 млрд каждая. И просто принять этот факт легче, чем объяснить его. Рассевшись в роскошных кожаных креслах в стеклянном конференц-зале головного офиса Gilt Groupe на Парк-авеню, дуэт приводит спортивные аналогии. «Один из нас похож на защитника, действующего по всей бровке, второй — на игрока, ответственного за прием передач», — говорит 49-летний худощавый, аккуратно одетый Райан, в чьей компетенции — все ключевые бизнес-вопросы. «Ну да, ты отвечаешь за координацию обороны, я в эти дела вообще не лезу», — соглашается 44-летний Мэрримен, за которым закреплена вся техническая работа. Основатели Gilt напоминают цепи молекулы ДНК, которые, сложно переплетаясь, идеально дополняют друг друга.
Каков бы ни был секрет их плодотворного сотрудничества длиной в 17 лет, Райан и Мэрримен достигли невероятных успехов. Компания DoubleClick, основанная предпринимателями, по сути изобрела современную модель онлайн-рекламы. Стартап, который в 2005 году бизнесмены продали фондам прямых инвестиций за $1,1 млрд, тремя годами позже был поглощен Google — уже за $3,1 млрд. С тех пор дуэт создал еще пять компаний, и из них как минимум две можно назвать выдающимися. Это Gilt Groupe, которая специализируется на онлайн-продаже одежды, аксессуаров и домашних интерьеров от-кутюр с дисконтом, и 10gen, поставляющая софт и сервисы рыночным гигантам масштаба Cisco, MTV и Salesforce.com. Если верить оценкам инвесторов, обе компании сегодня стоят не менее $1 млрд.
Бывали в карьере Райна и Мэрримена и провалы. Так, партнеры потеряли деньги на видеостартапе Panther Express, который в 2009 году слился с CDNetworks. Поисковая машина для онлайн-торговли ShopWiki.com из-за низкой рентабельности была продана пару лет назад. Новостной портал Business Insider до сих пор скорее славится умением нагнетать информационный ажиотаж, а не умением зарабатывать. В 2012 году сайт получил убыток $3 млн при выручке $12 млн, хотя в последнем квартале Business Insider удалось выйти на прибыль и привлечь $5 млн инвестиций от гендиректора Amazon Джеффа Безоса.
Американские горки DoubleClick
Райана и Мэрримена свела вместе неизбежная интеграция современных медиа и технологий. Сын топ-менеджера корпорации Caterpillar, Райан рос в Риме и Женеве, пока семья не переехала в город Чагрин-Фоллс в Огайо. Его резюме было словно создано для топ-менеджерских должностей: диплом бакалавра экономики из Йеля, опыт в инвестбанкинге в Лондоне, степень MBA по программе Insead во Франции. После работы в финансовом департаменте Disney в 1995 году Райан возглавил United Media — компанию по распространению медиаконтента. Самым заметным достижением этого этапа карьеры менеджера стал запуск популярного сайта Dilbert.com.
Мэрримен всю юность посвятил своей главной страсти — программированию. Он купил первый компьютер, TI-99/4A, в 14 лет в городе Миддлтаун в Огайо. Весь день Мэрримен кодил. «Я пришел в себя в 3 ночи и понял, что не могу остановиться. Мне сразу стало ясно, что это ровно то, чем я хотел бы заниматься всю оставшуюся жизнь», — рассказывает бизнесмен. После получения диплома по информатике в Университете Майами он устроился в Intercomputer Communications — IT-компанию из Цинциннати, основанную Кевином О'Коннором. Когда проект был поглощен корпорацией Digital Communications Associates, Мэрримен вслед за О'Коннором перебрался в Атланту.
Спустя три года, в 1995-м, в цокольном этаже их нового офиса появилась на свет DoubleClick. О'Коннор и Мэрримен создали систему отображения рекламных баннеров в сети из 30 сайтов с алгоритмом демонстрации целевой аудитории. Проект тут же привлек внимание Райана, который носился с идеей собственного бизнеса, связанного с онлайн-рекламой. Он встретился с командой DoubleClick в Нью-Йорке и загорелся их энтузиазмом: «Я вышел с собеседования и подумал: «Я просто должен присоединиться к ним».
Пока основатели работали над совершенствованием технических аспектов системы, Райан, занявший пост финансового директора, занимался подбором кадров и выстраивал управленческую систему. DoubleClick провела IPO в 1998 году. К 2000 году Райан занял пост гендиректора компании, цена ее акций взлетела в 8 раз, а выручка пробила уровень $500 млн.
А потом случилась катастрофа. Лопнувший пузырь на рынке доткомов обвалил акции до $11 за штуку к концу 2000-го, в следующем году убытки DoubleClick достигли $266 млн, и лишь спустя еще два года продажи вернулись к уровню $270 млн. Райан был вынужден провести семь волн увольнений, сократив в общей сложности 700 сотрудников. Интернет-пользователи завалили компанию исками о нарушении права на частную жизнь. Жалобы на DoubleClick рассматривали Федеральная комиссия по торговле США (FTC) и прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер. В первом случае разбирательство не привело к формальным санкциям для компании, но и без признания своей вины менеджменту пришлось согласиться на выплаты компенсаций в размере $450 000 в 10 штатах. В июле 2005 года Мэрримен и Райан продали свои доли в DoubleClick, заработав по $29 млн каждый.
Жемчужина для адронного коллайдера
Как им удается воплощать свои идеи в стартапы? Вообще-то, все происходит довольно хаотично. «Поскольку они работают вместе очень давно, скорость их разговоров трудно воспринимать», — рассказывает партнер фонда Flybridge Capital Partners Чип Азар, вложившийся в 10gen. Часто Райан и Мэрримен сначала наносят на доску перечень долгосрочных перспектив продукта, а потом уже обсуждают возможность инвестиций. «Мы можем находиться на разной стадии понимания проекта, но быстро со всем разбираемся», — говорит Мэрримен.
Идею Gilt партнеры реализовывали с апреля 2007 года. Они адаптировали к своему проекту модель продаж на «флэше», созданную французским сайтом Vente-Privee. Летом бизнесмены собрали команду, а уже в ноябре привлекли $5 млн инвестиций. Gilt развивался стремительно: объем продаж с $25 млн в 2008-м вырос до $450 млн в 2011 году. Тогда же компания привлекла очередной раунд инвестиций на $138 млн, получив оценку в $1 млрд.
Правда, с тех пор дела у Gilt перестали идти в гору. Несмотря на то что проект остался прибыльным в 2012 году, Райан сократил штат на 10%, признав провал плана по переходу на торговлю товарами без дисконта. Были закрыты сайты Gilt Taste (торговля деликатесами) и Park & Bond (мужская одежда). Сайт Jetsetter, предлагающий отдых в отелях по специальным предложениям, достался порталу TripAdvisor, сумму сделки стороны не раскрывали. «Gilt больше не рассматривается рынком как следующее поколение фэшн-ритейла, новое слово в индустрии», — констатирует аналитик Forrester Research Сухарита Мульпуру, специалист по электронной торговле. Впрочем, если выручка Gilt не перестанет расти, компания все еще будет стоить дороже $1 млрд.
Жемчужиной своей коллекции активов Райан и Мэрримен дружно называют 10gen. Их партнером по проекту является один из создателей ShopWiki Элиот Хоровитц. 10gen управляет открытой базой данных MongoDB, которая помогает разработчикам интегрировать огромные объемы информации в софтверные приложения. Именно MongoDB использовалась учеными ЦЕРН на Большом адронном коллайдере при поиске бозона Хиггса. А страховой гигант Metlife с помощью базы превратил статистику о миллионах своих клиентов в удобный агентский продукт. Расходуя на содержание каждого сервера по $5000 в год, 10gen уже в 2013-м сгенерирует выручку в десятки миллионов долларов. «Они в очень удачной позиции, — говорит аналитик Gartner Мерв Адриан. — Еще несколько крупных сделок станут для них большим успехом». Превратится ли 10gen в бизнес стоимостью миллиарды долларов? «Звучит правдоподобно», — полагает Адриан.
Мэрримен не скрывает, что сегодня посвящает «99,9%» своего времени 10gen. Райан тем временем подыскивает новые проекты в образовании, IT, электронной торговле. Не исключено, что эти проекты будут некоммерческими. Означает ли это, что дуэт распадается? «Поскольку мы никогда не оформляли наше партнерство официально, нам попросту нечего делить, — объясняет Райан. — Но изначально мы не исходили из предпосылки, что должны все делать вместе».