К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Илья Сегалович про «Яндекс»: «Раньше мы давали ответы. Теперь решаем задачи»

Фото Евгения Дудина / Коммерсантъ
Фото Евгения Дудина / Коммерсантъ
«Яндекс» в четверг представил новый интерфейс выдачи, который получил название «Острова». В интервью Forbes технический директор поисковика Илья Сегалович объясняет, как это нововведение меняет идеологию сервиса

— Насколько масштабные изменения стоит ожидать в «Яндексе» (новый интерфейс станет доступен пользователям летом.  Forbes)? 

— Изменения очень масштабные, прежде всего с точки зрения пользователей. Главная идея нового поискового интерфейса в том, чтобы пользователи почувствовали на своем опыте, что в наших ответах появилась интеракция. Сейчас, когда пользователь покупает билет, записывается на мероприятие, на прием ко врачу, ему приходится преодолевать много промежуточных этапов. С запуском «Островов» «Яндекс» хочет ускорить решение задач пользователя. Это не значит, что все ответы сразу станут интерактивны. Но мы создали «рамку», в которую можно вставлять новые и новые сервисы со стороны сайтов.

— То есть вы уже не будете похожи на существующий классический поиск…

 

— Раньше мы говорили про себя, что даем ответы. Сейчас мы берем на себя смелость заявить, что мы помогаем решать задачи. В этом смысле мы видим себя не как протокол общения пользователя с интернетом, во многом законсервированный: здесь окошечко куда вбивается запрос, а здесь список адресов страниц, где можно почитать ответы. Мы хотим сократить время от пришедшей пользователю в голову мысли до момента, когда он уходит счастливым. Например, с билетом в кармане, с пониманием, какая погода на неделе, и даже со знанием, какие есть щенки бультерьеров и почем.

— За счет чего вы предлагаете пользователю быстро решить проблему?

 

— На любых сервисных сайтах информация обновляется в режиме реального времени. До сих пор поисковая система могла в эксклюзивном порядке в одном месте экрана показать динамическую информацию, например про свободные места в гостинице. Теперь все сайты, которые обладают такой информацией, смогут передавать информацию нам прямо в поиск. Мы запускаем партнерскую программу, по которой они смогут «построить» на выдаче «Яндекса» свой «остров» — блок, куда можно вынести транзакцию или ее начало, передать информацию в режиме реального времени в момент запроса.

— И что им для этого надо сделать?

— Простые вещи: прочитать документацию и наладить передачу данных — параметров форм и адресов вызова сервисов веб-сайта в поиск «Яндекса»  При этом мы опираемся на стандартные механизмы передачи структурированной информации в поисковую систему: schema.org, OpenGraph и т.д.

 

Вы как-то поменяете дизайн?

— Интерфейс будет меняться постепенно, в процессе насыщения элементами, которые будут вам помогать решать конечную задачу. Визуально он становится, конечно, другим — больше приспособленным к интерактивным действиям. Поиск «Яндекса» изменил палитру, уменьшилось многоцветие, иконки сдвинулись, каждый результат стал отдельным блоком… В перспективе «острова» могут даже объединяться в «архипелаги», то есть, например, предложение трех сайтов по продаже билетов могут быть склеены в одну группу для более удобной работы с ней.

Новый интерфейс «Яндекса»

Новый интерфейс «Яндекса»

Новый интерфейс «Яндекса»

 

— Вы сами будете определять, какие сервисы запускать?

— Да, безусловно, мы сами будем определять.

— Затронет ли это «Яндекс.Директ»?

— Пока нет, возможно, потом.

 

Мы сфокусированы на продукте для пользователя. Чтобы понять, что будет востребовано, что удачно, а что нет. Никто не мешает нам пытаться изменить в интерактивную сторону и «Яндекс.Директ», но не в ближайшее время.

— Каковы ваши ожидания от нововведения?

— За счет того, что люди будут выполнять свои задачи быстрее, увеличится интенсивность использования поисковика.

Справка

Илья Сегалович, российский предприниматель и программист, один из основателей российской поисковой системы Яндекс. Родился 13 сентября 1964 году в Нижнем Новгороде. Вместе с другим основателем поисковой системы Аркадием Воложем (№94) сидел за одной партой в алма-атинской физматшколе. Именно он придумал слово Яndex» (состоящее из кириллической буквы «Я», соответствующей английской «I» и части слова index) и разработал программу автоматического морфологического анализа, используемую при поиске. Сейчас Сегалович владеет 2,6% Яндекс, что соответствует $220 млн. Сегалович также является сооснователем благотворительной организации «Дети Марии», оказывающей социальную помощь детям-сиротам и детям-инвалидам. Женат, Пятеро детей.

 

— Чем «Яндексу» хотелось бы еще заниматься?

— Мечта у нас одна — делать пользовательские нужные сервисы, опираясь на тот багаж и те умения, которые у нас есть. Это работа с большими объемами данных, умение делать поисковые системы, классифицировать и ранжировать данные в зависимости от пожеланий пользователя. Все это хочется применять и дальше в мобильном, на десктопе, в распознавании голоса, переводах, компьютерном зрении…

— Интересны ли вам для развития соцсети?

— Соцсети мы не рассматриваем как приоритет развития. Мы не видим там способа завоевать какую-то большую аудиторию.

 

— Какие проблемы удалось решить за последний год?

— Мы сделали ряд сложных технологических вещей, которые, нам кажется, помогут быстрее двигаться вперед. Общее для всех них — мы научились масштабироваться. То есть работать одновременно с большим количеством изменений. У нас 200 человек трудятся на, условно говоря, «фабрике» под названием  friendly machine learning,  которая позволяет каждому из них независимо улучшать поиск, оптимизировать и создавать новые алгоритмы ранжирования для разных рынков, разных языков, классов запросов. Это уникальный технологический продукт.

Еще мы научились с помощью нового метода наблюдать за пользователями, встраивая новые алгоритмы в существующий поиск. С этим методом мы очень быстро прогоняем на большом количестве пользователей сотни экспериментов и надежно понимаем, какие успешны, а какие нет.

— Недавно правительство ввело реестр запрещенных сайтов, чему воспротивилось практически все интернет-сообщество. Каково ваше отношение к госрегулированию интернета?

 

— У нас есть консолидированная позиция интернет-сообщества, мы критикуем закон, потому что в нем нет необходимых механизмов, а некоторые, как нам кажется, нужно менять. Скажем, сейчас случайно могут закрыть добросовестные ресурсы, и против этого нет адекватной эффективной защиты, способа быстро оспорить это решение. Есть также опасность разрастания закона в такие сферы, которые он не должен покрывать вообще, например политику. Есть еще много нюансов… Почему-то в России считается, что средства блокировки по индивидуальным URL крайне дороги и возможна блокировака только по IP, но это очень опасный метод, по IP можно закрыть случайно совсем не то, что регулярно и происходит.

— Стало ли больше спама и фишинга в интернете?

— Спам постоянно растет, одни виды устаревают, другие начинают чаще использоваться. У нас есть метрики по спаму, мы его регулярно измеряем в выдаче, и там за счет наших усилий его становится меньше — в полтора раза за последние два года. Мы также стараемся бороться с фишингом. Год назад в отчете какого-то агентства посчитали, что в России он достигает $70 млн, и часть, кстати, оседает в карманах мобильных операторов. То есть борьба эта больше нужна нам, так как нам важно качество сервиса и защита пользователя. Наш «Яндекс.Браузер» уже начал предупреждать об sms-мошенниках пользователей. Первым среди всех известных мне браузеров.

— Как он, кстати, развивается?

 

— Он растет очень быстро, у нас 5 млн пользователей в неделю. Мы с энтузиазмом работаем, понимаем, что конкретно хотим сделать для пользователя, и продвинулись в этом направлении. Вместе с поисковой системой он многое может - переводить текст, защищать от мошенничества, показывать полезные ссылки, связанные со страницей. Хотим сделать его простым и прозрачным, чтобы не было ничего лишнего, что мешает пользователям, и главное, чтобы он был «всеядным» в плане контента — например, чтобы не нужно было качать дополнительные кодеки, чтобы что-то посмотреть.

— Вы наблюдали за подсчетом голосов на выборах. Есть ли перспективы у электронной демократии в России?

— Да, я на президентских выборах работал наблюдателем и членом комиссий, участвовал в написании приложения для наблюдателей, а моя идея про «защищенный бюллетень» победила в конкурсе общественных проектов в конце 2011 года. Также в конце 2012-го я консультировал выборы в Координационный совет: в тех выборах были реализованы ряд прогрессивных технологических идей. Но для меня это очень маленькая часть моей жизни по сравнению с «Яндексом», она не занимает более 1% моего времени, хотя это и важная ее часть. Текущая выборная технология устарела, она несовершенна и не защищена от недобросовестного использования. Конечно, надо работать над технологией, и это мне интересно.

— Часть своих акций вы продали на рынке. Куда вы тратите деньги?

 

— Если буду что-то делать публичное и достойное рассказа, расскажу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+