Как российский стартап стал главным конструктором магазинов в Facebook
Ecwid — простой «конструктор», позволяющий любому человеку создать свой интернет-магазин на базе страницы в Facebook, блога или просто любой страницы в интернете, в декабре 2012 года обогнал, а несколько дней назад поглотил своего главного конкурента, американскую Payvment. Ecwid, созданный ульяновским предпринимателем Русланом Фазлыевым, несколько лет назад стал победителем конкурса «Бизнес-проект» Forbes и Google, осенью 2011-го получил инвестиции от Runa Capital, а теперь становится крупнейшим конструктором магазинов в Facebook.
Фазлыев рассказал Forbes о том, как проходило объединение платформ и куда движется электронная торговля. (Побробнее об Ecwid читайте здесь.)
— Как восприняли клиенты Payvment приход русских?
— Мы обогнали Payvment в декабре прошлого года. Только собирались об этом сообщать, как вдруг звонят из компании — не хотите ли взять нашу базу? Подготовка сделки заняла примерно месяц. Для клиентов это был шок, что им надо с сервиса американской компании переходить к нам. Надо, чтобы они просто через это прошли. На самом деле это очень интересная трехсторонняя сделка, инициатором была Intuit: вся команда Payvment переходит работать к ним, а мы получаем всех прежних клиентов, которые теперь будут пользоваться нашей технологией.
— Кто эти клиенты, чем занимаются?
— У Payvment уклон скорее в сторону крупного бизнеса. Например, американский телеканал Adult Swim (это довольно циничные мультики вроде Family Guy) продает со своей страницы в Facebook товары для фанов. Это типовой кейс. Среди клиентов Payvment вообще много представителей креативной индустрии — музыканты, телевизионщики, авторы книг. У нас они тоже есть, но мы никогда специально за ними не охотились.
У нас разница и в функционале. Payvement был сосредоточен на «Фейсбуке», а у нас можно создать магазин в любом блоге, на любой странице. Можно создать хоть тысячу копий одного и того же магазина на разных страницах и синхронизировать их между собой, продавать один и тот же товар, лимита на инсталляции нет. Вообще создание одинаковых магазинов на страничках тысячи разных людей — типичный прием для MLM (многоуровневый маркетинг. — Forbes). Я не считаю их своими клиентами, это вообще неприличное слово, но и запретить им использовать Ecwid не могу.
Интернет-магазины в соцсетях — это малый бизнес со всего мира. 33% тех, кто использует Ecwid, — из США, 7% — из Великобритании. Из неанглоязычных стран — меньше. Потому что хотя сам сервис доступен на 40 с лишним языках, даже на валлийском, техподдержка у нас только на английском.
— Российских создателей интернет-магазинов совсем мало?
— Нет, среди наших клиентов 14% — из России, ее доля выросла за последние годы. Электронная коммерция у нас расцветает. Есть прогнозы, что в ближайшие годы мы обгоним Германию. Причем очень много магазинов создается в регионах, а не только в Москве и Петербурге. Кстати, моя жена в Ульяновске открыла магазин колясок. Я приезжаю, а она говорит: милый, у меня теперь свой магазин. Понятно, на какой платформе. Со мной даже не посоветовалась — говорит, я всегда ее бизнес-идеи критикую.
— Посоветуйте новичкам, что сейчас лучше продавать в интернет-магазинах?
— Раньше, до бума электронной торговли, на полках в магазинах лежали товары, которые заведомо купят. Обычный стиральный порошок, популярная книга. Возможности удовлетворять нестандартные запросы не было. А сейчас образовалось почти бесконечное количество перспективных ниш. Электронная торговля позволяет с ними экспериментировать, ведь даже 0,1% всего рынка — это большая аудитория. Чего только не продают в сконструированных своими силами интернет-магазинах, например шаблоны для вырезания тыкв на хэллоуин. А один наш клиент торговал бычьей спермой — там все очень серьезно, нужно рисовать генеалогическое древо донора, — поэтому он использовал не Ecwid, а более старую нашу программу X-cart, она для разработчиков, позволяет переделки.
Или вот вам еще пример необычной ниши. Велосипедист из США специализируется на электронных книгах для изучения греческого. Один раз настроив магазин и организовав приток покупателей, он теперь не управляет сайтом каждодневно, и сотрудников у него нет. Он просто едет на велосипеде через США, а деньги на поездку приходят к нему через PayPal автоматически.
— Много конкурентов у него едва ли появится.
— Кто знает. Гиганты типа Amazon следят за продавцами в своей системе и, если видят впечатляющую цифру роста продаж в каком-то секторе, могут вытеснить первопроходца, которому поначалу предоставили свою платформу. Но мы в Ecwid такими вещами не занимаемся.
— Речь все время шла о Facebook. А как у вас дела с «ВКонтакте»?
— Есть сколько-то людей «ВКонтакте» со своими магазинами, но в Facebook нами пользуется просто гораздо больше народу, у нас ведь западных клиентов больше. К тому же проект взаимодействия с «ВКонтакте» мы запускали с партнером, отношения складывались не идеально, и в конце концов проектом некому стало заниматься.
— В каком направлении будет развиваться электронная коммерция, какие механизмы для нее еще изобретут?
— Прежде всего будет развиваться логистика, «Озон» и другие службы будут создавать свои системы доставки. А интернет-торговля будет в любом локальном магазине, всюду можно будет платить онлайн и делать заказ. Людей постепенно приучат покупать в интернете все — даже еду из ближайшего крошечного кафе, вовсе не сетевого.
— Какие у вас операционные результаты?
— До инвестиций Runa Capital (Ecwid получила от фонда $1,5 млн осенью 2011 года. — Forbes) у нас была операционная рентабельность, сейчас — нет. Сильно выросли расходы, мы открыли офис в США. Но мы снова будем прибыльны в ближайшие месяцы. В прошлом году, кстати, оборот у нас вырос к 2011-му на 185%. Абсолютную цифру не скажу.