К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фабрика мысли: сколько можно заработать на инновациях в России

Фото Артема Голощапова для Forbes
Фото Артема Голощапова для Forbes
Инженерный бизнес могут создать даже вчерашние студенты. Пример — компания «Аинтрис»

Что можно сказать о компании, у которой есть юридический адрес и минимальный уставный капитал, но нет постоянного офиса и какой-либо собственности? «Однодневка», «помойка». Однако именно так выглядит инженерное бюро «Аинтрис», созданное выпускниками МГТУ им. Н. Э. Баумана. За четыре года оно выполнило 25 проектов: от разработки набора косметических инструментов для ухода за лицом до конструирования оборудования для производства школьных пеналов. Стоимость заказов — от 100 000 до 1 млн рублей. Минимальная рентабельность (то, что получают разработчики) — 10–15% от сметы. Единственный актив «Аинтриса» — головы и руки сотрудников. А работают они на площадках заказчиков либо у себя дома.

Учредитель «Аинтриса» Алексей Нониашвили рассказывает, как на третьем курсе у него появилась мечта — создать «Фабрику мысли», некий научный центр, где фундаментальные научные идеи доводились бы до полезного результата. Алексей и на факультет энергомашиностроения поступил из практических соображений — с прикладной специальностью легче найти хорошую работу. Под конец учебы Нониашвили трудился в трех местах: на заводе «Красная звезда» в отделе проектирования космических ядерных энергоустановок, в Институте прикладной механики и математики и в НИИ «Энергомаш» при Бауманке — там он занимался плазменно-химическим обогащением кварца.

«Мне казалось, что годам к 50, когда я буду знаменитым ученым, мне дадут возможности для создания своего центра», — вспоминает недавний студент. В 2008 году, окончив университет с красным дипломом, Алексей устроился в московский офис питерского научно-исследовательского центра «Алгоритм» — крупнейшей в России компании технологического консалтинга (среди ее клиентов Honda, Motorola, Siemens, Xerox). В «Алгоритме» Нониашвили проработал всего два месяца, ни в чем толком не поучаствовав. Грянул экономический кризис, и молодой специалист попал под сокращение штатов.

 

Вчерашнему отличнику пришлось решать непростую задачу: становиться сотрудником НИИ с зарплатой 20 000 рублей не хотелось, совсем уходить из науки — тоже. Размышляя за чашкой кофе, где бы найти денег на оплату съемной квартиры, Алексей решил рискнуть и попытаться заработать на частных инженерных консультациях, поискать клиентов среди российских компаний. «В России такого бизнеса фактически не существовало, и у меня была иллюзия, что все устроится легко», — поясняет он.

Поначалу было даже фантастически легко. Спустя полчаса после принятия решения раздался телефонный звонок. Нониашвили разыскал бизнесмен — соучредитель стипендий для успешных студентов Бауманского университета, которому Алексей сам хотел позвонить, чтобы посоветоваться о первых шагах в собственном деле. «Ты интересовался наукой. Не хочешь съездить со мной на одно предприятие?» — спросил голос в трубке. Нониашвили сразу согласился. В тот же день он приехал в Специальное конструкторское бюро экспериментального оборудования при Институте медико-биологических проблем РАН.

 

Гендиректор бюро Алексей Логунов разыскивал инженера-внештатника, которому можно было бы дать подряд — разработку систем кондиционирования для медицинских барокамер. Молодой специалист вроде бы подходил. Но о какой плате договориться? По прикидкам Нониашвили, заказ стоил 50 000 рублей. Запросил же он 400 000 рублей — чтобы хватило на жизнь и аренду квартиры на полгода. «Сумму называть было страшно», — вспоминает Нониашвили. Заказчика убеждать не пришлось — подумав секунд пять, он сказал: «О’кей». «Цена показалась мне великоватой, но задачу нужно было решать быстро, и я согласился», — объясняет Логунов. Потом он еще дважды обращался к услугам Нониашвили: у предприятия возникают непрофильные задачи, для выполнения которых невыгодно нанимать штатных специалистов.

По завершении проекта Нониашвили три месяца просидел без заказов. Клиентов искал через «Яндекс» — открывал список компаний, отбирал те, которым мог бы понадобиться технологический консалтинг, отбраковывал военные предприятия — к ним соваться бесполезно. Смотрел по вакансиям: там, где требуются инженеры, есть технические задачи, которые можно взять на аутсорсинг. И звонил, звонил. Чтобы прорваться через секретарей к гендиректорам или главным инженерам, он представлялся руководителем научно-инженерного центра «Аинтрис» при Бауманском университете (уверенности придавал опыт работы в НИИ Энергомаш и Проектном бизнес-инкубаторе МГТУ).  Количество перешло в качество. Выполнив несколько новых заказов, Алексей Нониашвили в 2010 году зарегистрировал ООО «Аинтрис». 70% долей и должность гендиректора он закрепил за собой, 30% — за своими друзьями по университету Николаем Троцюком (коммерческий директор) и Павлом Новиковым (аналитик). Втроем они и составляют штат компании. Нужные для конкретных проектов сотрудники (инженеры, патентоведы, промышленные дизайнеры) привлекаются на подрядной основе: три человека постоянно, до 10 человек по мере необходимости.

Все расходы «Аинтриса» — это зарплата, до 50% от выручки с проекта. Остальное — прибыль Нониашвили и его партнеров. В 2011 году она составила 1,8 млн рублей, в 2012-м — уже 3,6 млн рублей. Бывают проекты с рентабельностью до 100%, когда вся сметная стоимость работ достается  «Аинтрису». «Я уже не боюсь называть клиентам большие цифры», — замечает 28-летний бизнесмен.

 

В числе заказчиков — как коммерческие, так и государственные структуры. Например, в 2009 году команда Нониашвили создала линию автоматизированного производства школьных пеналов — оказалось, в России остались предприятия, на которых их клеят вручную. В 2010 году в «Аинтрисе» для Института медико-биологических проблем разработали приставку к дыхательному аппарату, помогающую пациенту с ослабленными легкими делать вдох-выдох без навязывания ритма. По словам владельца компании-производителя платежных терминалов YZ-Terminal Виктора Зубика, «Аинтрис» ему посоветовали знакомые. Нониашвили он попросил придумать конструкцию и технологию изготовления универсального корпуса для терминалов. Сошлись на цене 150 000 рублей. Крупное конструкторское бюро за такой заказ не возьмется, а расширять штат своих инженеров, объясняет Зубик, слишком накладно.

Конкурентов у Нониашвили немного: инженеры, работающие на фрилансе, и фирмы с определенной специализацией. Универсальных компаний вроде «Аинтриса» — единицы. Это неудивительно — в России до сих пор не сформирован рынок инновационно-технического консалтинга, утверждает директор по маркетингу НИЦ «Алгоритм» Михаил Рубин. В портфеле «Алгоритма» — более 600 проектов (от технологий выпуска прокладок Always и станков Gillette для Procter & Gamble до таких индустриальных задач, как оптимизация производства колесных дисков по заказу Alcoa). Но доля клиентов из России меньше процента. «Им это неинтересно», — признается Рубин.

Алексея Нониашвили это не огорчает. Он намерен развивать рынок сам. В июле 2012 года предприниматель вместе с совладельцем консалтинговой компании «Бизнес-Молодость» Михаилом Дашкиевым запустил проект «Фабрика мысли». Цель — помочь молодым умникам «докрутить» и поставить на коммерческие рельсы их инновационные идеи. Сейчас «Фабрика мысли» курирует девять проектов, на некоторые, например технологию нанесения 3D-принтов на одежду, уже есть покупатели. Нониашвили доволен: конвейер по созданию инноваций можно сделать гораздо быстрее, чем ему казалось.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+