К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Президент «Ростелекома» предложил обязать IT-компании платить за инфраструктуру связи

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Михаил Осеевский предложил обязать IT-компании отдавать 1,2% от годового оборота в фонд универсального обслуживания. На эти деньги «Ростелеком» собирается проводить интернет в малочисленные пункты России. Предложение может коснуться «Яндекса», Mail.ru Group, Google, YouTube и Instagram, говорят эксперты

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский предложил распространить взносы в фонд универсального обслуживания на крупные IT-компании, которые продают свои продукты и услуги через интернет. Эту инициативу он озвучил во вторник, 17 августа, во время стратегической сессии «Цифровое будущее России».

В фонд универсального обслуживания 1,2% от выручки уже платят сотовые операторы. За год они отчисляют около 14 млрд рублей, указано на сайте Минцифры. На эти средства «Ростелеком» реализует проект по устранению цифрового неравенства: госоператор строит инфраструктуру в малочисленных населенных пунктах.

По словам Осеевского, первая фаза программы уже завершилась (интернет провели в 14 000 населенных пунктов с 250-500 жителями), но на реализацию второй фазы (провести интернет в пункты с населением 100-250 человек и обеспечить мобильную связь в пунктах с населением 100-500 человек) с текущими ресурсами операторов уйдет 10 лет.

 

Осеевский подчеркнул, что из-за «зрелости» телеком-рынка, высокой конкуренции и низких тарифов сумма взносов фактически является фиксированной и потенциала роста у нее нет. Взносы IT-компаний в фонд помогут ускорить процесс устранения цифрового неравенства, считает президент «Ростелекома».

По его словам, участвовать во взносах должны и крупные зарубежные игроки, и российские лидеры IT-рынка. «Думаю, что это было бы справедливо с учетом того, что без интернета их бизнес существовать не может. Они тоже должны внести свой вклад в обеспечение доступа жителей в том числе к их продуктам и сервисам», — заявил он.

 

Зарубежные компании обяжут платить цифровой налог в России

Государство не может ждать реализации этой программы в течение 10 лет, ответил Осеевскому глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн. Он отметил, что участие IT-компаний в сборах на универсальные услуги связи — это тема, которую будет необходимо обсудить с их участием. «Логика есть: хочешь производить машины, платишь соответствующий налог, тот же утилизационный сбор», — рассуждал Хинштейн.

Дополнительную нагрузку на IT-отрасль в виде взносов в фонд универсального обслуживания обсуждать преждевременно, заявил Forbes представитель Минцифры. «Только в прошлом году были приняты налоговые льготы, которые простимулируют развитие IT-отрасли», — напомнил он.

 

Mail.ru Group не согласна с предложением «Ростелекома», рассказал Forbes представитель компании. «Понимаем, что у коллег низкие тарифы, но наши сервисы и подавно бесплатные. Таким образом, именно цифровые компании и делают наибольший вклад в доступность сервисов: достаточно лишь подключения интернета, и ты уже в крупнейших социальных сетях Рунета или ведешь переписку в почте», — добавили в компании.

Представители «ВымпелКома», МТС, «МегаФона» и «Яндекса» отказались от комментариев.

Денег, которые сейчас вкладывают операторы в фонд универсального обслуживания, не хватает для решения вопросов цифрового неравенства, и эта программа реализуется крайне медленно, отметил гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его мнению, для ускорения выполнения программы объем фонда нужно увеличить в 5-7 раз. «Даже в европейской части России еще существуют населенные пункты, где нет не только интернета, но и голосовой связи», — рассказал он. По его мнению, это требование может распространиться на «Яндекс», Mail.ru Group, Google (включая YouTube), Instagram, крупнейшие онлайн-кинотеатры и другие медиаплатформы.

Разведка боем: как Роскомнадзор меняет модель управления Рунетом

Компании, которые генерируют большие объемы трафика, должны вкладываться в развитие инфраструктуры, согласен Кусков с Осеевским. «Но это палка о двух концах — например, если бы не было YouTube, на который приходится 35% трафика, то чем бы пользовались абоненты, которые покупают безлимитные тарифные планы? Сам по себе интернет не нужен, его используют именно ради сервисов», — рассуждает эксперт.

 

Операторам «странно жаловаться» на отсутствие взносов IT-компаний в фонд, потому что они и так платят за генерируемый трафик, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «IT-компании и их дата-центры подключены к операторам и оплачивают услуги связи. Более того, облачные провайдеры, как правило, берут еще и доплаты за трафик», — подчеркивает Казарян.

В апреле 2020 года президент России подписал поправки в Закон «О связи», согласно которым в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек необходимо обеспечить доступ к мобильной связи и интернету. Соответствующее соглашение Минцифры заключило с «Ростелекомом» в апреле 2021 года. Тогда оператор сообщил, что к концу года мобильная связь с LTE появится еще в 1200 населенных пунктах, а к 2030 году этот показатель возрастет до 24 000. В рамках первого этапа программы «Ростелеком» обеспечил доступом к интернету с помощью wi-fi 14 000 населенных пунктов с населением 250-500 человек, его планируется завершить к концу 2021 года.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+