К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Осознанный спрос: чем сегодняшний рост криптоактивов отличается от бума 2017 года

Фото Andia / Universal Images Group via Getty Images
Фото Andia / Universal Images Group via Getty Images
Блокчейн-проектам понадобилось всего три года, чтобы после обвала вернуть внимание инвесторов. Примерно по такому же сценарию развивался интерес к интернет-компаниям, который с середины 2010-х привел к продолжающемуся росту их акций. В колонке для Forbes партнер HASH CIB Рустам Боташев рассуждает, как изменилось отношение к блокчейну и криптовалютам с 2017 года, когда случился бум биткоина и цифровых активов

Цены на криптоактивы продолжают устанавливать рекорды. С начала года биткоин (BTC) подрос в 2,2 раза, Ethereum (ETH) — в 3,1 раза. В среду, 14 апреля, курс биткоина установил новый исторический максимум и пробил отметку $64 000. Но примечательнее, что за этой верхушкой айсберга потихоньку начало показываться его тело. Инвесторы распробовали крипту, начинают понимать возможности блокчейн-технологий и постепенно углубляются в дебри других доступных криптовалют, справедливо полагая, что там есть чем поживиться.

За то же самое время цена токена централизованной криптобиржи Binance Coin (BNB) подскочила почти в 15 раз. Капитализация биржи превысила $88 млрд. Капитализация инфраструктурного проекта, намеревающегося стать блокчейном для блокчейнов Polkadot (DOT), увеличилась в 6,6 раза и достигла $40 млрд. Стоимость децентрализованной криптобиржи Uniswap (UNI) также увеличилась в 6,8 раза.

В будущем курсы могут скорректироваться, причем значительно, учитывая волатильность криптоактивов. Но очевидно, что нынешняя ситуация на рынке принципиально отличается от 2017-2018 годов, когда стоимость токенов взлетела, потом рухнула и пролежала на дне более двух лет.

 

Чтобы лучше понять отличие, можно сравнить бум доткомов конца 90-х с криптолихорадкой 2017-го и начало роста стоимости интернет-компаний с 2010-х годов с нынешним ростом стоимости криптоактивов.

Наши мечты и ожидания, как правило, сильно опережают реальные технические возможности и потребности. После полета Гагарина в космос некоторые мечтатели и фантасты ожидали, что межзвездные полеты станут реальностью чуть ли не до конца XX века. Однако и через 60 лет человек все еще вращается на околоземной орбите, хотя такое предполагали только пессимисты.

 

Во второй половине 90-х переход бизнесов в интернет был одной из самых горячих тем. Ожидалось, что многие компании в скором времени перейдут в онлайн: магазины откажутся от торговых площадей, банки закроют отделения. Гениальные идеи, намного опередившие свое время. К сожалению, для такой трансформации не было ни технических решений, ни инфраструктуры, ни, главное, спроса.

Но инвестиционный рынок продолжал находиться в эйфории, и количество интернет-компаний, а также их стоимость росли как на дрожжах. Достаточно было прибавить к названию компании «.com» и успех у инвесторов был обеспечен. Когда же стало окончательно понятно, что переход в онлайн — дело далеко не одного дня, пузырь лопнул.

В 2017-м ситуация была очень похожая. Предприниматели и инвесторы заговорили об альтернативных деньгах криптовалютах, о новой технологии блокчейне, которая якобы вот-вот перевернет все индустрии и уничтожит посредников, например банки и платежные системы. Для того чтобы привлечь инвесторов, как и в 90-е, стало достаточно прибавить к названию компании волшебное слово «блокчейн». 

 

Когда в январе 2018 года Kodak анонсировал запуск своей криптовалюты для фотографов KODAKCoin, его акции взлетели с $3,1 до $11,4 за бумагу в течение двух недель. Но валюта так и не была запущена. Американский производитель напитков Long Island Iced Tea Corp. поменял свое название на Long Blockchain Corp. в декабре 2017 года, и его акции взлетели с $2,44 до $6,99 за бумагу.

Пока классические инвесторы пробовали получить доступ к криптоактивам через публичные компании (покупали те же акции Kodak и Long Blockchain Corp.), не имея технических возможностей и не обладая достаточными знаниями, отчаянные частники скупали криптовалюты и их суррогаты на альтернативных площадках. Объем привлеченных денег через ICO превысил $5,4 млрд в 2017 году и достиг $6,3 млрд в первом квартале 2018-го (включая $1,7 млрд, которые поднял Telegram). Стоимость биткоина взлетела в 19,5 раза в течение 2017 года.

Но чуда в очередной раз не произошло. Постепенно стало понятно, что блокчейн-технологии гораздо менее эффективны, чем существующие централизованные решения и находятся не на той стадии развития, чтобы немедленно их заменить. В пример часто приводят Visa, способную производить более 10 000 транзакций в секунду, и сеть Bitcoin, способную производить всего 4000 транзакций раз в 10 минут. Кроме того, не было реального прикладного применения и спроса на приложения, которые и не успели появиться. Не удивительно, что рынок криптоактивов рухнул в 2018 году.

Можно определенно назвать пузырями взрывной рост стоимости доткомов в 90-е и криптовалют в 2017 году. Но никак нельзя назвать пузырями ни интернет-, ни блокчейн-технологии.

Доткомы вышли на новый уровень с развитием интернет-технологий, созданием инфраструктуры и появлением спроса в 2010-х. Сейчас мы не можем себе представить жизни без них, в том числе благодаря пандемии, — они захватывают классический офлайн-рынок. Ярчайший пример — это Amazon с капитализацией $1,7 трлн, как раз тот самый магазин без торговых площадей из мечтаний 90-х. В финансах это, например, Тинькофф Банк и Revolut банки без отделений.

 

Блокчейн также не стоит на месте. Появляются решения, увеличивающие скорость транзакций и повышающие эффективность блокчейн-платформ, специалисты разрабатывают решения, такие как Polkadot, позволяющие общаться между различными сетями. 

Но самое главное, появляется спрос из реального мира на децентрализованные сервисы и приложения. Мир крипто и обычный активно взаимодействуют. Возможность оплатить биткоинами товары и услуги уже далеко не новость — например, в конце марта PayPal добавил опцию оплаты товаров и услуг криптовалютами для клиентов из США.

Наиболее активно сейчас развиваются проекты децентрализованных финансов — базирующихся на децентрализованных блокчейнах финансовых платформ, которые вместо посредников, таких как брокеры или банки, используют смарт-контракты, непосредственно соединяя клиентов между собой. Объем средств на таких децентрализованных площадках вырос за год более чем в 71 раз: с $753 млн до $53,5 млрд. Не удивителен повышенный спрос и опережающий рост стоимости токенов таких проектов, в частности вышеупомянутой Uniswap. На подходе, возможно, децентрализованные страховщики и игры, в том числе и азартные.

Иными словами, в отличие от 2017-го, сегодняшний рост интереса к криптоактивам менее спекулятивный и более осознанный, подкрепленный развитием блокчейн-технологий и формирующимся спросом на их продукты. Аналогично росту интереса к интернет-компаниям в середине 2010-х. Поскольку скорость развития технологий увеличилась, а инвесторы усвоили уроки, то доткомам понадобилось 10 лет, чтобы вернуть интерес инвесторов, а блокчейн-проектам всего три года.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лидеры криптогонки: кто стал миллиардером благодаря росту биткоина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+