Во вторник, 2 февраля, «Яндекс.Такси» сообщила о покупке кол-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везет». Сумма сделки составила $178 млн, говорится в релизе компании. Часть этих средств будет выплачена по результатам интеграции, которая завершится во втором квартале 2021 года.
Сделка позволит сервису «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности предложить жителям регионов услугу экспресс-доставки посылок и грузов. Пользователи «Везет» смогут вызывать такси по телефону, как они привыкли, или в приложении «Яндекс Go». «Яндекс.Такси» предложит водителям подключиться к платформе «Яндекс.Про», которая оснащена механизмом распределения заказов. Благодаря ему водители меньше ездят «вхолостую» и больше зарабатывают, а пользователи тратят меньше времени на ожидание машины, сообщила компания. Топ-менеджмент сервиса «Везет» в момент сделки перейдет в «Яндекс.Такси».
В отличие от соглашения между «Яндекс.Такси» и «Везет», анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает покупку лишь части активов «Везет», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение, отметили в компании. Новая сделка не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом, рассказал Forbes представитель «Яндекс.Такси». Балансовая стоимость активов «Везет» попадает в диапазон, не требующий согласования покупки по российскому законодательству, добавил он.
В 2019 году «Яндекс.Такси» договорилась с компанией «Везет» о покупке активов, но ждала одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В рамках сделки «Яндекс» интересовала в первую очередь налаженная сеть заказов такси по телефону, которая была у «Везет», рассказывал в интервью Forbes гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко.
«Абсолютное большинство заказов у компании — это заказы по телефону, которыми мы хоть и занимаемся, но исторически это не наш канал. Мы запустили заказ по телефону где-то год назад, и за год у нас получился хороший прогресс. Но, конечно, мы далеки от того, что есть у любого актива «Везет» в регионах», — отвечал Шулейко на вопрос о том, что даст «Яндекс.Такси» поглощение сервиса «Везет».
В результате летом 2020 года ФАС отказала «Яндекс.Такси» в покупке «Везет» из-за того, что сделка негативно отразится на конкуренции на рынке. По расчетам ФАС, в том случае, если бы сделка состоялась, то совокупная доля «Яндекс.Такси» и «Везет» увеличилась бы до 70% в географических границах России, превысила бы 80% в границах 19 регионов и оказалась бы больше 50% в границах 32 регионов. Тогда «Яндекс.Такси» и группа «Везет» усилили бы доминирующее положение как на всей территории России, так и более чем в половине регионов, указывала антимонопольная служба.
«Везет» является одним из крупнейших российских агрегаторов такси. Группа была создана в 2017 году после объединения бизнесов Fasten Russia (бренды «Сатурн» и RedTaxi) и «Везет» (бренды RuTaxi, «Лидер» и «Везет»). Крупнейший акционер группы «Везет» — фонд прямых инвестиций UFG Private Equity.