Немного прозрачности не повредит: зачем компании раскрывают количество запросов от властей
Для того, чтобы понять, зачем интернет-компании публикуют Transparency Report («Отчет о прозрачности»), стоит обратится к истории. Бытует мнение, что так они показывают свою открытость и ответственность перед акционерами и перед гражданским обществом. Но тот же Google начал публиковать отчет о прозрачности, по сути, как инструмент для диалога с властями, когда на волне документов Сноудена и общественного запроса компании стали пытаться противостоять секретным запросам о выдаче информации.
Интернет-компании занимают все более важную роль в нашей жизни: им приходится принимать сложные решение в отношении соблюдения законодательства в той или иной юрисдикции, например, балансировать между требованиями по обязательному хранению данных для целей правоохранительных органов (в США, Великобритании, Франции) и защитой персональных данных (ЕС — GDPR, «Общий регламент по защите данных»). Не говоря уже о конфликтах американского понимания свободы слова с авторитарными режимами. Про Китай все понятно, но можно вспомнить и Таиланд с его законом об оскорблении монарха, который регулярно ставит ультиматумы интернет-компаниям в последние годы. При этом даже очень похожие законы в различных юрисдикциях могут исполняться по-разному: так, турецкий закон о социальных медиа во многом скопирован с немецкого, но правоприменение и независимость судебной власти в этих странах, очевидно, сильно различаются.
Интернет-компаниям приходится не только отвечать на запросы властей, но и решать, что делать с теми из них, которые не являются законными и правомерными. В то же время сама постановка такого вопроса заставляет задуматься, какое огромное влияние имеют такие компании на общественные процессы. Никогда прежде значительная часть всех коммуникаций общества не «принадлежала» корпорациям, будь то коммуникации приватные или публичные. И никогда не была насколько доступной возможность для всех публиковать информацию максимально широкому кругу пользователей. Да, вся информация продолжает на физическом уровне проходить через операторов связи, но в этой сфере нормы защиты тайны переписки или связи сложились достаточно давно, равно как и способы взаимодействия с правоохранительными органами. Чего нельзя сказать про интернет-компании, особенно если учесть тенденции цифровизации и безудержного проникновения онлайна в офлайн. Ведь теперь мы и по городу перемещаемся, и еду заказываем, и даже с врачами общаемся через интернет-платформы. Для умных и технически подкованных следователей в некотором смысле настал золотой век, даже с учетом распространения шифрованных коммуникаций.
В этом смысле Transparency Report — это инструмент и для самого бизнеса, который помогает осознать ему свою роль в обществе. Государство должно помнить, что компании и пользователи обладают правами и что на бизнес нельзя перекладывать обязанности государства, такие как, например, обязанность по поиску и удалению незаконного контента или обязанность по предоставлению информации для оперативно-розыскных действий без четких санкций суда или прокуратуры. В то же время бизнес и пользователи должны почувствовать, где проходит баланс между их частными правами и запросом общества на безопасность.
Возвращаясь к российской действительности — тот факт, что «Яндекс» первым из крупных российских IT-компаний опубликовал Transparency Report, — это прекрасная новость для всего рынка, показывающая его зрелость. Было бы замечательно, если бы другие компании подхватили эту инициативу: до сих пор только «Хабр» делал подобные отчеты, но это относительно небольшая платформа для IT-блогов. Интересно и то, что статистика по удовлетворенным запросам мировых интернет-гигантов и «Яндекса» в процентном соотношении похожа, хотя «Яндекс», очевидно, получает больше таких запросов по России. Жаль, из Transparency Report не узнать, как различаются запросы российских и американских правоохранителей, но будем надеяться, что это только начало. В конце концов российским правоохранительным органам тоже не повредит немного прозрачности.