К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доктор в плюсе: зачем сервис с инвестициями «Яндекса» объединился с лидером рынка телемедицины

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Телемедицинский сервис Doc+, в который инвестировали «Яндекс», фонды Vostok New Ventures и Baring Vostok, договорился о слиянии с компанией «Доктор рядом». Последняя считается одним из лидеров рынка телемедицинских консультаций наравне с проектом Сбербанка «Сберздоровье»

О том, что медицинская компания «Доктор рядом» (объединяет сеть клиник в Москве и одноименный телемедицинский сервис) и телемедицинский сервис Doc+ объединяют бизнес, Forbes рассказали представители обеих компаний. В результате сделки Doc+ войдет в состав юрлица «МК Доктор рядом» — цифрового сервиса, который был выделен в отдельное направление в апреле 2019 года для предоставления телемедицинских услуг.

По условиям сделки учредители Doc+ станут совладельцами «МК Доктор рядом», все разработки и технологии Doc+ перейдут в «Доктор рядом», а обе команды начнут работать под руководством гендиректора «МК Доктор рядом» Дениса Швецова. Распределение долей в новой компании стороны не раскрыли.

Медкарты с чат-ботом

Главный актив, который получит «Доктор рядом», — это технологическая платформа Doc+, рассказал Forbes сооснователь Doc+ Руслан Зайдуллин. По его словам, в настоящий момент происходит процесс интеграции платформы в «Доктор рядом».

 

Платформа представляет собой экосистему IT-решений. Для пациентов она выглядит как мобильное приложение. «Там есть функции вызова врача и телемедицинских услуг, возможность записаться в клинику, электронная медкарта, интеграции с медицинскими лабораториями и аптеками», — перечисляет Зайдуллин.

Другая часть, которая не видна пациенту, — облачные рабочие места (в браузере) для врачей и администрации клиник, интеграция со страховыми компаниями, обмен данными между игроками рынка и т.д. «Мы вместе с «Доктор рядом» дальше будем дорабатывать платформу, масштабировать ее на клиники сети, а в будущем — на партнерские клиники», — отметил сооснователь Doc+.

 

Еще одна перспективная технология, которая перейдет в арсенал «Доктор рядом», — это искусственный интеллект (ИИ), на базе которого Doc+ сделал два продукта. Первый — чат-бот, который понимает, что ему пишет пациент, и может задавать корректные дополнительные вопросы, а затем рекомендовать, к какому врачу записаться. «Доктор рядом» был первым коммерческим клиентом продукта.

Второй продукт на базе ИИ — система контроля медицинских карт, которую «Доктор рядом» также использовал как клиент Doc+. Это решение позволяет сократить 80% расходов на ручную проверку карт, говорит Зайдуллин: цифровую медкарту сканирует алгоритм, который ее автоматически оценивает по набору из более десяти критериев — соответствуют ли симптомы диагнозу, а диагноз плану лечения и т.д. Затем карты, которые неправильно заполнены, проверяются вручную. «Сейчас такую оценку в клиниках проводят эксперты, которые случайно выбирают карты для проверки — всего несколько штук. Этот продукт также будет внедрен в объединенную компанию», — говорит сооснователь Doc+.

Благодаря сделке «Доктор рядом» планирует вывести на рынок инновационные медицинские продукты, которые жителям всех регионов России дадут доступ к медицинской помощи, отметил представитель компании. «Мы хотим быть не просто медицинской, но и технологической компанией: предлагать, помимо услуг, платформенные решения коммерческим и государственным клиникам. Выходить за рамки телемедицины, обогащая эти решения в том числе системами искусственного интеллекта, которые, с одной стороны, снимают часть работы с врача, с другой — позволяют контролировать его работу», — рассказал Денис Швецов.

 

Доктор с первого этажа

Сеть клиник в спальных районах «Доктор рядом» основали в 2013 году бывший руководитель страховой компании РОСНО и сети клиник «Медси» Владимир Гурдус вместе с экс-главой РОСНО, АФК «Система» и МТС Леонидом Меламедом. Основатели начинали с того, что арендовали небольшие помещения, рядом с которыми было много жилых домов: местные жители могли записаться на прием к самым востребованным специалистам — терапевту, гинекологу, педиатру и т.д. Сейчас в сеть входит 16 клиник в Москве.

«В 2016 году мы задумались о том, как наша сеть клиник будет развивается дальше. Решили, что хотим развивать ее в области работы с физлицами и со страховыми компаниями. Страховым компаниям нужно было что-то предложить, чтобы они стали включать нас в свои продукты. Тогда мы решили пойти в цифровую медицину: ближе к пациенту, чем на первых этажах зданий, «Доктор рядом» мог оказаться только в смартфоне», — рассказывает Денис Швецов.

«Доктор рядом» начал предлагать телемедицинские услуги, в том числе онлайн-консультации врачей для клиентов сети. Вскоре основатели решили, что это может быть самостоятельным продуктом, и стали предлагать его сторонним клиентам. Сегодня «Доктор рядом» продает цифровые продукты не только напрямую, но и через партнеров: например, в портфели по ДМС компаний «Росгосстрах», «Согласие» и «Ренессанс-Страхование» включены телемедицинские услуги от «Доктор рядом».

Всего доступ к услугам цифрового сервиса компании имеют 5,5 млн человек по всей России, говорит Швецов. Это пользователи, оплатившие подписку на сайте, а также те, кто может получить услуги по полису ДМС через партнеров «Доктор рядом».

В 2018-м руководство компании решило выделить телемедицинский бизнес в отдельное юрлицо  он стал сопоставим по размеру с бизнесом обычных клиник, вспоминает Швецов. Для этого компания использовала юрлицо одной из офлайн-клиник — «МК Доктор рядом», которое с апреля 2019-го и отражает результаты телемедицинского бизнеса. В 2019 году направление принесло «Доктор рядом» около 860 млн рублей выручки, говорит Швецов. Он отказался дать прогноз по доходам на 2020-й, но рассчитывает, что показатель увеличится. В данный момент направление еще не стало прибыльным, признает гендиректор «МК Доктор рядом».

 

По данным СПАРК, чистый убыток юрлица в 2019 году составил 135,5 млн рублей при выручке 210 млн. По сравнению с 2018-м выручка выросла более чем в 54 раза, а убыток — в 9,6 раза (Швецов объясняет разные данные по выручке тем, что часть доходов от телемедицинского бизнеса учитывается в юрлице сети клиник).

В мае 2020-го «Доктор рядом» объявил о том, что получил 1 млрд рублей инвестиций от венчурного фонда Veb Ventures госкорпорации ВЭБ.РФ. Эти средства в основном пойдут на развитие телемедицинской платформы, говорит Швецов. Сейчас Veb Ventures контролирует 33,3% в материнской компании ООО «МК Доктор рядом».

Uber для врачей

Сервис Doc+ (ООО «Новая медицина») в сентябре 2015 года запустили Виктор Белогуб, Дмитрий Хандогин и Руслан Зайдуллин. Они хотели создать компанию, которая бы работала по принципу Uber: врачи из разных клиник, подключенные к платформе, могли бы принять вызов от пациента. Помимо диагностики по вызову, врачи консультировали бы пациентов онлайн.

В 2015-м Doc+ запустил мобильную клинику, которая позволяла клиентам вызывать врачей на дом. В 2019-м Doc+ закрыла проект и уволила большинство медперсонала: компания решила отказаться от b2c-услуг, чтобы предлагать собственные IT-решения для бизнеса и работать по модели маркетплейса для клиник-партнеров.

 

С момента запуска Doc+ привлекла инвестиций на сумму более $14,5 млн. На посевной стадии компания получила 55 млн рублей, в июле 2016-го — $5,5 млн от «Яндекса» и Baring Vostok. Эти же инвесторы вложили еще $5 млн в июне 2017 года. В 2018-м Doc+ привлекла $9 млн: лидирующим фондом в раунде с долей 50% инвестиций выступил Vostok New Ventures, который вкладывался в Avito и Gett. Акционерами Doc+ также являются гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов и Флориан Янсен, один из основателей интернет-ретейлера Lamoda, в мае назначенный заместителем гендиректора — исполнительным директором розничной сети «Магнит».

В мае Doc+ продала медицинский сайт «Только спросить» «Севергрупп» Алексея Мордашова, сумма сделки не раскрывалась. Издание планировалось объединить с двумя медиапроектами «Севергрупп» — подкастом о здоровом образе жизни «Без шапки» и блогом «Качество жизни», чтобы на их базе создать новое медиа «Купрум». «У нас был свой бренд-медиа-сайт про то, как правильно пользоваться медициной — он нашему бизнесу не помогал, а коллегам был нужен», — комментирует Зайдуллин. По его словам, «Только спросить» никак не был связан с основным бизнесом Doc+.

Источник, близкий к «Севергрупп», рассказал Forbes, что компания рассматривала покупку и основного бизнеса Doc+, но не решилась на сделку. Зайдуллин отказался комментировать эту информацию.

Сервис с дисконтом

По состоянию на март 100% Doc+ оценивались в $7,6 млн, следует из отчетности Vostok New Ventures за первый квартал 2020 года. Фонду принадлежит пакет 26,7% Doc+, который он оценил в $2 млн. В конце 2019 года Doc+ оценивался на 43% дороже — в $13,32 млн.

 

Представитель «Доктор рядом» отметил, что в сделке происходит обмен долями, поэтому оценка не является первичным фактором принятия решения.

Падение оценки Doc+ не связано с падением качества услуг или оборотов сервиса, считает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Алексей Гриненко. «На российском рынке оценки компаний при сделках слияния/поглощения классически оцениваются ниже, чем при инвестиционных, так как покупателей на нашем рынке, к сожалению, не так много», — говорит он.

«Мы рассматриваем телемедицину как перспективный и быстрорастущий сектор, который доказал свою социальную значимость во время пандемии. Благодаря таким компаниям, как «Доктор рядом», эта сфера в России развивается опережающими темпами, и мы рады возможности сотрудничества с ними», — заявил Forbes партнер Baring Vostok Дмитрий Бабурин.

Телемедицинские сервисы и возможность получения качественной консультации актуальны как никогда, особенно это было видно в период карантина, соглашается Гриненко. По его мнению, Doc+ выглядит привлекательным для «Доктор рядом» благодаря обилию сервисов по удаленной работе, отстроенным бизнес-процессам и клиентской базе. Объединение компаний позволит существенно увеличить охват и спектр услуг для пациентов, а для основателей и инвесторов — кратно нарастить выручку «Доктор рядом», резюмирует эксперт.

 

Битва за лидерство

На рынке телемедицинских консультаций конкурентами «Доктор рядом» будут такие компании, как «Сберздоровье», которая образовалась в 2017 году после покупки Сбербанком 79,6% телемедицинского сервиса DocDoc, а также SmartMed, «Онлайн Доктор», «Доктис» и другие проекты. В 2019 и 2020 годах инвесторы в России вложили в сегмент телемедицины в сумме $8,5 млн, следует из расчетов аналитической платформы Dsight. Эти средства привлекли компании BestDoctor ($6 млн в двух раундах), «Телемед» ($1,5 млн) и Ondoc ($1 млн).

По оценке Швецова, «Доктор рядом» — лидер на рынке телемедицинских услуг по количеству клиентов, которым они доступны. Зайдуллин согласен с этой оценкой: «Официальной статистики по телемедицинским игрокам нет, но из того, что мы знаем, «Доктор рядом» был крупнейшим игроком на рынке». Гриненко из ФРИИ говорит, что на рынке лидируют «Доктор рядом» и «Сберздоровье».

Несмотря на усиливающуюся конкуренцию, рынок телемедицины считается перспективным. В 2019-м в России было проведено 679 000 телемедицинских консультаций, из них 104 000 — консилиумы врачей, 385 000 — консультации пациентов, оценил Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По сравнению с 2018-м число консультаций возросло в 1,7–2 раза.

По оценкам VEB Ventures, объем российского рынка телемедицины в 2019 году составил 1,5 млрд рублей, эксперты компании ожидают кратного роста направления в ближайшие пять лет.

 

Одним из факторов роста могут стать законодательные изменения в России. «Пока ни один врач не может ставить диагноз и назначать лечение удаленно  наше законодательство не позволяет этого. Легально врачи могут ставить диагноз и назначать лечение только после личного приема», — объясняет Гриненко. По оценке ФРИИ, если будет принят закон по телемедицине, то лишь за счет этого рынок вырастет в 10 раз.

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+