Белорусские программисты против Лукашенко: как они хотят пересчитать голоса на выборах президента страны
В воскресенье, 9 августа, в Белоруссии пройдут выборы президента. В них не сможет принять участие ни один из основных кандидатов действующего президента страны Александра Лукашенко. Блогер Сергей Тихановский и экс-банкир Виктор Бабарико оказались в СИЗО, а один из создателей и первый директор белорусского Парка высоких технологий Валерий Цепкало уехал в Россию, опасаясь преследования. ЦИК допустил до выборов только жену Тихановского Светлану, вокруг которой объединились штабы Бабарико и Цепкало.
Белорусский программисты, не доверяющие официальной избирательной комиссии, разработали платформу для альтернативного подсчета голосов. Она так и называется — «Голос». Платформа позволит провести альтернативный подсчет голосов: на этих выборах проводить экзитполы имеют право только организации, аккредитованные в Академии наук. Действующий президент страны Александр Лукашенко уже поручил прокуратуре оценить законность этой платформы. Forbes поговорил с тремя участниками проекта об их разработке. Все трое попросили не указывать их фамилии, опасаясь за свою безопасность. Рассказать Forbes о «Голосе» хотел и один из его создателей, руководитель инициативы «Честные люди», участвовавший в работе штаба экс-главы Белгазпромбанка Илья Шапотковский, но за несколько часов до этого, во вторник, он был задержан по делу банка и до сих пор не освобожден.
В стране очень низкое доверие к избирательной системе, объясняет Алексей, который отвечает в проекте за разработку. Только 11% жителей Минска доверяют ЦИК, показал июньский опрос. «После каждых президентских выборов люди звонят и пишут в чатах: ты за президента [Александра Лукашенко] голосовал? Оказывается, что никто не голосовал, но он набрал 83%. Возникают вопросы», — говорит Алексей. Действующая система не дает возможности узнать реальную явку, возможно, даже ЦИК не знают этого, полагает он: «Поэтому и решили сами пересчитать, кто и как, за кого проголосовал».
Как платформа будет работать
По словам участника проекта Петра (занимается менеджментом), платформу создавали граждане Белоруссии, но некоторые живут за границей. «Основная команда в целях безопасности находится не в Беларуси», — рассказывает он. Над проектом работают около 40 человек, это не только программисты, уточняет Петр. По его словам, инвестиций не было, работали на волонтерских условиях, на создание платформы ушло чуть больше месяца.
«Голос» работает так: избиратели заранее регистрируются на платформе, выбирают своего кандидата, свой избирательный участок, а в день выборов — подтверждают свой голос фотографиями заполненных бюллетеней. Идея сфотографировать бюллетень и отправить его появилась сначала в соцсетях и телеграм-чатах примерно в мае, вспоминает Алексей. Он говорит, что сначала команда проекта не знала, как фотографировать, куда отправлять и как считать, но в итоге решили фотографировать бюллетень без паспорта и идентифицировать пользователя по номеру телефона. Пользователь должен при этом сообщить чат-боту в Telegram или Viber, за кого проголосовал. «Даже разработчики системы не могут получить доступ к номерам телефонов — они мгновенно шифруются, как в лучших банках, мы гарантируем анонимность», — утверждает Алексей.
Как к этому относятся власти
Петр подчеркивает, что это «не платформа для людей, которые против Лукашенко или за другого кандидата». Задача платформы — только считать голоса. Но президент Лукашенко все равно предложил генпрокуратуре оценить законность такой платформы: «Еще одна тема, которая всплыла, это альтернативный подсчет голосов в день выборов. И Генеральной прокуратуре, и судам следует дать оценку законности подобных инициатив. В судах, если такие обращения туда поступят», — цитирует главу государства портал Belta.by.
По словам Тамары, отвечающей за маркетинг «Голоса», участковые комиссии уже препятствуют инициативе. «Говорят, что законом не предусмотрено фотографирование бюллетеней, не поясняя, что формулировка «не предусмотрено» не означает «запрещено», а означает, что человек сам решает, как поступать с бюллетенем <...> Прикрываясь эпидемиологичекой обстановкой, власти убрали шторки в избирательных кабинах. В общем, создают психологические препятствия для избирателей. Мы ведем масштабную разъяснительную работу, снимаем страхи. Идет манипуляция сознанием людей со стороны государственных СМИ», — говорит она.
По словам Петра, для объективного подсчета нужно, чтобы платформой воспользовался миллион человек, а на 6 августа зарегистрировались 850 000 участников.
В пресс-службе Александра Лукашенко комментариев не предоставили.
Безопасно ли это
Платформа продумана и безопасна для избирателей, уверен Петр. Пользователь взаимодействует только с сайтом и ботами, объясняет он. «Но под капотом платформы — система автоматического распознавания изображений, которая определяет бюллетень ли это, за кого отдан голос, определяет подписи членов избирательной комиссии, т.е. [предотвращая] попытки вбросов, если кто-то хочет прислать несколько фотографий одного бюллетеня. Есть система ручной модерации, если необходим дополнительный контроль за бюллетенем, который вызывает у системы вопросы. Волонтеры будут вручную перепроверять бюллетени, которые не были распознаны системой или распознаны как сомнительные. Платформа построена на облачных технологиях сервиса Amazon. Может выдерживать высокие нагрузки. Есть защита от DDoS-атак. Есть система антифрода, чтобы избежать накруток и искусственного «вброса»», — рассказывает Петр.
«Для регистрации нужен только номер телефона. Он шифруется, и дешифровать его невозможно. Это значит, что доступ к этим данным никто не сможет получить — избиратели надежно защищены и анонимность им гарантирована. Есть подозрения, что могут быть проблемы со связью или даже отключен интернет в день выборов, но платформа будет работать даже в этом случае: фотографии будут приниматься и после 9 августа», — рассказывает Петр.
Заявленные технологии не предотвращают полностью возможность технических манипуляций с платформой, предупреждает руководитель группы по оказанию услуг в области кибербезопасности KPMG в России и СНГ Илья Шаленков. Идентификация по номеру телефона не может на 100% предотвратить вброс, поскольку могут быть использованы sim-карты, зарегистрированные на недействительные или чужие номера, рассуждает он. А при использования чат-ботов возможно, например, использование купленных зарегистрированных учетных записей в необходимых мессенджерах по цене от 2 до 10 рублей за штуку. Систему распознавания изображений также можно «обходить», продолжает эксперт.
Во время политических событий нередки DDoS-атаки. Во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным в 2019 году их, например, состоялось пять, рассказывал заместитель директора Национального координационного центра по компьютерным инцидентам ФСБ Николай Мурашов. Из них одна была направлена на медиахолдинг ВГТРК, еще четыре — на сайты для приема видеообращений и вопросов граждан. Система защиты от DDoS-атак должна проектироваться отдельно для каждого проекта: встроенные средства облачных провайдеров, таких как Amazon, помогают для нейтрализации самых примитивных атак, однако для полноценной защиты от угроз необходима подробная интеграция веб-сервиса или мобильного приложения с системой antiDDoS, рассуждает техдиректор Qrator Labs Артем Гавриченков.
Имена участников проекта «Голос» изменены по их просьбе из соображения безопасности