К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Эти зумеры поставили Трампа в неловкое положение»: почему президент США хочет заблокировать TikTok

Фото Michael Reynolds / EPA / Bloomberg via Getty Images
Фото Michael Reynolds / EPA / Bloomberg via Getty Images
Желание Дональда Трампа заблокировать TikTok вполне может быть связано не с заботой о национальной безопасности и вообще не с политическими мотивами, а с уязвленным самолюбием американского президента из-за троллинга со стороны пользователей приложения. По крайней мере так думают многие тиктокеры. Насколько такая теория имеет право на существование?

Когда Дональд Трамп 1 августа заявил о готовности заблокировать TikTok в США, он мотивировал это опасениями по поводу национальной безопасности. Трамп выразил обеспокоенность тем, что китайская компания может поделиться данными пользователей с правительством Китая. Но что, если существует еще одна причина, по которой Трамп хочет отключить TikTok, обусловленная не политическими целями, а чем-то более простым, вроде оскорбленных чувств?

Несколько недель назад, когда впервые прозвучала идея блокировки, среди тиктокеров начала тихо, но уверенно распространяться объясняющая это теория: что, если это все никак не связано ни с Китаем, ни с национальной безопасностью? Что, если она связана с июньским визитом Трампа в Талсу, штат Оклахома, в ходе президентской кампании? Мероприятие должно было стать своеобразной демонстрацией силы, когда почти 20 000 человек соберутся после нескольких месяцев карантина. И все это было полностью уничтожено в режиме онлайн тиктокерами и другими молодыми пользователями, которые координировали кампанию, в ходе которой люди оформляли билеты на мероприятие, но не приходили на него. Что, если блокировка TikTok — ответ на эту акцию?

Microsoft заинтересовалась покупкой TikTok

 

Это всего лишь теория. И, конечно, никто, кроме Трампа и, возможно, нескольких других обитателей Белого дома, не понимает истинных мотивов блокировки. Но теория имеет смысл в качестве гипотезы и убедительно подходит по срокам.

«Я думаю, что его люди достаточно часто говорили ему: «Да, это повлияло на ваш визит в Талсу», — говорит 51-летняя Мэри Джо Лаупп из Форт Додж, штат Айова, которая, как ни странно, стала главным организатором движения в TikTok против ралли Трампа. «Я думаю, что эти зумеры поставили его в неловкое положение». Или, как сказал 26-летний Тревор Слэк из Лос-Анджелеса, который оформил шесть билетов на мероприятие и не пришел на него: «Кажется, у него неслабо подгорело».

 

У владельца TikTok появился вариант избежать запрета в США без сделки с Microsoft

Что же произошло на самом деле? В начале лета Трамп объявил, что хочет провести встречу с избирателями в Талсе 19 июня, в день отмены рабства. Решение Трампа провести мероприятие в этот день — в городе с тяжелой, жестокой историей расизма — разозлило людей, и в конце концов он пошел на уступки и перенес встречу на следующий день.

Его решение не остановило кампанию, которая быстро началась в TikTok и Twitter в середине июня. Ее цель была проста: затопить сайт Трампа, где можно было забронировать билеты, вымышленными именами, номерами телефонов и электронными адресами, а потом не прийти. Теоретически в преддверии мероприятия организаторы кампании Трампа должны были надеяться на огромную толпу, а потом оказаться в неловкой ситуации, когда придет лишь несколько человек.

 

В Twitter этот призыв распространили поклонники музыкального жанра K-Pop. В TikTok тем же занимались Мэри Джо Лаупп и другие популярные пользователи. Видео Лаупп набрало почти миллион просмотров и стало одним из самых популярных призывов к действию в этом приложении. «Семьи из Англии бронировали билеты, подростки из Австралии, которые посмотрели видео и решили присоединиться, искали индексы Оклахомы и американские номера, чтобы забронировать билеты, — говорит она. — Мы вышли на международный уровень».

Трамп потребовал перевести Минфину США процент от продажи TikTok американской компании

Незадолго до 20 июня организаторы кампании Трампа заявили, что на мероприятие зарегистрировались почти миллион человек. Однако в день Х центр BOK в Талсе был заполнен примерно на треть. На телетрансляции вокруг трибуны Трампа были видны ряды пустых синих сидений. Онлайн-кампания против него сработала, хотя Лаупп и другие тиктокеры отлично понимают, что посещаемость оказалась низкой не только из-за их усилий. Несомненно, часть людей остались дома из-за пандемии, а организаторы кампании Трампа объясняли случившееся протестами в Талсе, хотя журналисты, которые находились там в тот вечер, сообщали, что протесты были малочисленными.

Примерно две недели спустя госсекретарь США Майк Помпео первым из администрации Трампа публично заговорил о возможной блокировке TikTok. На тот момент TikTok работал в США уже два года, и слова Помпео ознаменовали новый этап напряженности в отношениях между властями США и популярной соцсетью. До этого использование приложения было ограничено в вооруженных силах, свое беспокойство насчет TikTok высказывали сенаторы-республиканцы — Джош Хоули от Миссури и Марко Рубио от Флориды. Неясно, знал ли Трамп вообще о существовании TikTok до инцидента в Талсе. Во всяком случае, он ни разу не упоминал TikTok ни в одном из тысяч своих твитов.

Однако он не мог не узнать о приложении после того, что произошло в Талсе. Ведь тогда ряд СМИ — CNN, The New York Times, CBS — связали небольшое число участников встречи именно с TikTok. Интернет-пользователи подшутили над президентом, публично опозорив человека, который не слишком любит публичные розыгрыши.

 

Таким образом, TikTok всего за несколько недель превратился из объекта гнева нескольких консервативных сенаторов, которые хотят оказаться в центре внимания, в крупную, по мнению Белого дома, угрозу для национальной безопасности, которая требует немедленных действий.

Теория мести выглядит убедительно. А сообщество тиктокеров, которое уже давно размышляет над ней, теперь задается другим вопросом: стоило ли оно того? Стоила ли возможность подразнить президента — и разрушить его планы — потери платформы, которая превратилась из источника развлечений в форму политического активизма? «Ребята считают, что да», — с уверенностью говорит Лаупп.

И похоже, она абсолютно права. «Если TikTok перестанет существовать, что ж, было весело и нам удалось позлить Дональда Трампа», — говорит 20-летний Сойер МакДаффи, третьекурсник Университета Южной Каролины. МакДаффи активно участвовал в троллинге Трампа и приобрел онлайн два билета, хотя не собирался идти на мероприятие. «Если меня чему-то и научила принадлежность к поколению Z, так это тому, что, какие бы правила они ни придумали, мы найдем способ их обойти, — говорит он. — Когда они блокировали Instagram и Snapchat на школьном Wi-Fi [в старших классах], мы просто устанавливали VPN. Когда они запрещали нам посещать какие-то сайты со школьных ноутбуков, мы придумывали, как обойти ограничения».

Тревор Слэк из Лос-Анджелеса отмечает, что блогеры уже начали рассказывать подписчикам о своих страницах на других платформах. Он считает, что движение против Трампа, которое началось на TikTok, может переместиться куда-то еще: «Есть миллион других приложений».

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+