Миллиардер Репик раскрыл размер инвестиций в испытанную врачами на себе вакцину
Российский фонд прямых инвестиций и фармацевтическая компания «Р-Фарм» намерены инвестировать в расширение биотехнологического производства препаратов для терапии COVID-19 и производство противокоронавирусной вакцины, рассказал Forbes владелец «Р-Фарм» Алексей Репик. Для инвестиций «Р-Фарм» и РФПИ в течение нескольких недель создадут отдельное юрллицо, отметил бизнесмен. Он не стал уточнять, как будут распределены доли в новой компании, но указал, что это «будет равноправное партнерство». Точный объем инвестиций пока не определен, но он составит не менее 4 млрд рублей. Инвестиции будут сделаны уже в этом году.
Куда инвестируют. РФПИ и «Р-Фарм» собираются, в частности, инвестировать в производство препарата артлегиа (олокизумаба), которую разработала «Р-Фарм». Минздрав внес его во временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению коронавируса. Кроме того, партнеры инвестируют в вакцину, разработанную Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. Эту вакцину сотрудники центра испытывали на себе.
По словам Репика, по вопросу выпуска вакцины «Р-Фарм» взаимодействует с центром Гамалеи с марта 2020 года: компания будет производить ее на своих мощностях. «[Вакцина] будет производиться у нас же, в Ярославле. В специальном новом большом биотехнологическом цехе в новом корпусе, который мы будем сейчас открывать, инвестировать вместе с РФПИ. Но на самом деле первые серии, конечно, пойдут на наших текущих мощностях», — сказал Репик агентству «Прайм». В разговоре с Forbes он отметил, что есть еще один проект, связанный с производством другого варианта вакцины, по поводу которого «Р-Фарм» ведет переговоры с зарубежными компаниями. Раскрыть другие подробности глава «Деловой России» отказался.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев 5 июня рассказывал Владимиру Путину, что РФПИ совместно с компанией Alium, АФК «Система» и «Р-Фарм» проинвестирует в производство двух вакцин от коронавируса, в том числе вакцину, которую разрабатывает НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи. «Мы считает, что эта вакцина показывает очень хорошие результаты, и после того, как она будет обеспечена для России, она может быть одним из мировых лидеров с точки зрения вакцин», — говорил Дмитриев. Alium – это объединенный фармхолдинг, который был создан на базе «Фармацевтического предприятия «Оболенское» и АО «Биннофарм» в 2019 году. Его акционерами являются РФПИ (23%), АФК «Система» (26,3%), банк ВТБ (38,5%), писал РБК. Представитель АФК «Система» сообщил Forbes, что формат участия компании в производстве вакцин еще не определен.
Деньги НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи также обещал предоставить Сбербанк, который в мае 2020 года собирался направить на борьбу с коронавирусной инфекцией 3 млрд рублей. Пресс-служба Сбербанка не раскрыла, какую именно сумму получит исследовательский центр.
Что за вакцина. НИЦЭМ им. Гамалеи получил государственное задание разработать вакцину от COVID-19 в апреле 2020 года от Минздрава, сообщало издание «Фармвестник». С осени 2019 года учреждение работает над вакциной против другого типа коронавирусной инфекции — ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Эти наработки пригодились в работе над новой вакциной, рассказывал в интервью телеканалу «Россия 1» директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург. «Образно говоря, мы, используя военную терминологию – боеголовку переставили с одной ракеты на другую», — говорил Гинцбург. Речь идет о вакцине на основе ДНК аденовируса, в которую встроен ген коронавируса SARS-CoV-2. По словам Гинцбурга, институт работает над вакциной от COVID-19 в двух формах – жидкой и высушенной. Жидкую вакцину можно «быстро наработать в больших количествах», зато высушенную будет легче транспортировать, отмечал он. Отвечая на вопрос о том, сколько будет длиться испытание вакцины на людях, он отметил, что «это продлится не меньше 14 дней».
В конце мая стало известно, что сотрудники института Гамалеи неофициально испытали вакцину на себе. Как заявил тогда Гинцбург, вакцина дала нужный эффект, а ее побочные действия не были обнаружены. «Все живы, здоровы и радуются», — сказал он. Массовая вакцинация, по словам Гинцбурга, может начать уже в начале осени 2020 года, однако сразу сделать прививки всему населению не получится – процесс займет от шести до девяти месяцев.
Что с этим не так. Испытание вакцины на себе — это не подвиг и не личное дело сотрудников, говорит генеральный партнер и сооснователь ATEM Capital Антон Гопка. «Разумеется, вы можете дома какие-нибудь травки смешать и вколоть себе (правда, далеко не все), но тут речь идет о произведенной вакцине в государственном научном институте в специализированных лабораториях с непростым доступом в рабочее время — это далеко не чье-то личное дело», — считает Гопка. По его словам, данные, полученные без соблюдения процедур, не обладают какой-либо клинической ценностью и их невозможно как-либо использовать. С другой стороны, они показывают, что процедуры при разработке вакцины могут не соблюдаться, добавляет эксперт. Соответственно, это не ускоряет разработку вакцины, а напротив, разрушает стоимость проекта, подчеркивает Гопка. «У России, несомненно, есть амбиции выхода на мировой рынок с вакцинами, это значит, что необходимо следовать не только строго по российским процедурам, но и лидировать, то есть подчеркнуто соответствовать международным стандартам ведения доклинических и клинических исследований», — настаивает Гопка.
Кто еще разрабатывает вакцины. В России разработку вакцины от COVID-19 ведут сразу несколько компаний. Например, биотехнологическая компания Biocad работает над тремя вакцинами. Одну из них — на основе мРНК — компания разрабатывает самостоятельно. Вторую вакцину на основе везикулярного стоматита Biocad разрабатывает совместно с Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор». И еще одну — на основе вируса гриппа, — с Институтом экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. На более продвинутой стадии находится разработка вакцины с центром «Вектор», рассказывал Forbes глава Biocad Дмитрий Морозов. По его словам, для массовой вакцинации людей необходимо выпускать 5-6 млн доз вакцин в месяц: на такие объемы производства Biocad способна выйти в сентябре, однако к этому времени еще не будут завершены все необходимые испытания разработки. Морозов прогнозировал начало массовой вакцинации в ноябре-декабре 2020 года.
Еще один игрок на фармрынке, который работает над созданием вакцины против вируса SARS-CoV-2 – компания «Нанолек», сообщал Forbes. Сооснователем «Нанолек» является Владимир Христенко — сын бывшего министра промышленности и торговли Виктора Христенко, женатого на вице-премьере Татьяне Голиковой. «Нанолек» создает вакцину на основе рекомбинантной белковой молекулы: ее испытания на животных планируется провести осенью 2020 года, сообщало издание Vademecum.