Biocad сможет начать массовое производство вакцины от COVID-19 к концу года
Биотехнологическая компания из Санкт-Петербурга Biocad работает над тремя вакцинами от новой коронавирусной инфекции, рассказал Forbes ее гендиректор Дмитрий Морозов. Одну из вакцин на основе везикулярного стоматита Biocad разрабатывает совместно с Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», вторую, на основе вируса гриппа, — с Институтом экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Еще одну вакцину, на основе мРНК, Biocad разрабатывает самостоятельно. Это матричная РНК вакцина, которая предполагает, что в клетку вводится специальный генетический материал, который запускает ответ в организме человека.
Из трех вакцин, над которыми работает Biocad, первой на рынок может выйти именно совместная с «Вектором» разработка. Исследование мРНК-вакцины находится на стадии испытания на мышах, а испытания на животных вакцины на основе штамма гриппа начнутся в ближайшее время, говорит Морозов. Вакцину «Вектора» могут начать испытывать на здоровых добровольцах в середине лета, а затем, если вакцина окажется безопасной и эффективной, перейти на испытания на добровольцах из групп риска – людях старше 65 лет и тех, у кого есть хронические заболевания, говорит Морозов. На этой неделе гендиректор «Вектора» Максютов сообщил в интервью ТАСС, что в конце июня компания планирует начать клинические испытания вакцины от коронавируса.
По просьбе министра
Biocad, по словам Морозова, начала готовиться к эпидемии COVID-19 в январе 2020 года с подачи министра здравоохранения – до того, как вирус попал в Россию. «Когда уже было понятно, что в Китае эпидемия, мне позвонил министр здравоохранения Михаил Мурашко и спросил, что я думаю по поводу определенных этапов терапии [при COVID-19], об определенных препаратах от коронавируса», — вспоминает Морозов. По его словам, Biocad изучил информацию, но оказалось, что те этапы терапии и препараты против COVID-19, которые Морозов обсуждал с министром, не эффективны. Тогда он решил предложить помощь компаниям, которые создают вакцины. «Мы вакцинами никогда не занимались, но, имея исследовательские мощности, могли быть полезны нашим друзьям», — рассказал Морозов. Он связался с директором новосибирского «Вектора» Ринатом Максютовым, чтобы обсудить возможное партнерство. В результате специалисты Biocad создали генетические конструкции, которые легли в основу создания вакцины «Вектора» на основе везикулярного стоматита. «Мы синтезировали ДНК определенных частей вируса для того, чтобы наши коллеги смогли начать разрабатывать вакцину, исходя из тех технологических платформ, которые у них есть», — объяснил гендиректор Biocad.
При использовании вируса везикулярного стоматита создатели вакцины удаляют из его генома определенную часть и на это место подсаживают часть от генома нового коронавируса. Эта комбинация заставляет организм человека вырабатывать тот же белок, как у коронавируса, вызывая иммунный ответ.
«Если вакцина «Вектора» окажется эффективной и безопасной, мы будем ее продвигать в первую очередь, и все ресурсы отправим на это», — говорит Морозов. Biocad подписала с «Вектором» лицензионное соглашение, согласно которому Biocad будет заниматься производством и продажей вакцины, а «Вектору» платить отчисления. Их размер не раскрывается.
Массовая вакцинация
Стратегия вакцинирования начинается с групп риска, продолжает Морозов: к этому моменту вакцина уже должна быть испытана на таких категориях людей, чтобы понимать, что она для них безопасна. Эти данные подтверждает генеральный партнер и сооснователь ATEM Capital Антон Гопка. Мощностей для производства вакцины, которой можно привить все население мира, недостаточно, говорит он. «Объем производства рассчитан на плановые вакцины, а мы хотим одновременно вакцинировать практически всех людей», — добавляет Гопка. По его словам, это в принципе нерешаемая задача – такой объем невозможно произвести, поэтому сначала вакцина появится в отдельных странах и будет распределяться для людей из групп риска – врачей, людей с хроническими заболеваниями и людей старше 65 лет.
Чтобы начать массово вакцинировать людей в России нужно 5-6 млн доз вакцины в месяц или около 60 млн доз в год, говорит Морозов. Biocad такие объемы может производить уже в сентябре, но компания не может выпустить на рынок вакцину, пока не убедится в ее эффективности и безопасности. «Мы должны закончить доклинические испытания и полноценно пройти все этапы, связанные с клиническими испытаниями, минимум, на здоровых добровольцах, а дальше – на группах риска. В очень быстром режиме это будет конец ноября – начало декабря», — прогнозирует гендиректор Biocad.
Сегодня Biocad финансирует создание вакцины из собственных средств. «Мы не считали, сколько потратили», — говорит Морозов. Он оценивает создание вакцины примерно в $30-40 млн. «Я думаю, что нет ничего страшного в том, что мы за свой счет профинансируем все это, а дальше государство будет из зарезервированных средств закупать вакцину в случае ее успеха. Мы сейчас финансируем эту разработку в надежде хотя бы не потерять те деньги, которые мы потратили», — говорит Морозов.
«Вакцину должно закупить государство, и она должна быть максимально доступной для граждан, поэтому нас в качестве потребителей, скорее всего, не коснется проблема ее дороговизны», — рассуждает Гопка. Если вирус будет мутировать, значит каждые два года потребуется вакцинировать 60% людей – это будет интересная рыночная возможность для производителя, прогнозирует сооснователь ATEM Capital.
Гонка за вакциной
Сейчас мировые компании разрабатывают 124 вакцины против COVID-19, они находятся в списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Десять из них — уже на стадии клинических исследований, а 114 остаются на стадии доклинических исследований. В список ВОЗ входят вакцины таких российских разработчиков, как Biocad, «Вектор», Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Институт экспериментальной медицины.
20 мая вице-премьер Татьяна Голикова во время выступления в Совете Федерации рассказала, что российские специалисты одновременно разрабатывают 47 вакцин на 14 платформах. «Мы очень рассчитываем, что какие-то из них дадут ощутимый результат», — отметила Голикова.
Утверждения о 47 вакцинах, которые якобы разрабатываются в России, выглядят нереалистично, говорит Антон Гопка. «Непонятно, почему их нет в списке ВОЗ – если компании разрабатывают хоть что-то ценное, то они сразу стремятся туда попасть, – для этого нужно заполнить форму на сайте», — недоумевает Гопка. После этого производителю становится проще привлечь финансирование, добавляет он.
На разработку вакцин и лекарств государство планирует выделить 3,1 млрд рублей, а Сбербанк пообещал направить на эти цели 3 млрд рублей. «3 млрд рублей – это около $40 млн – на эту сумму можно провести одну разработку, но не несколько десятков», — говорит Гопка.
Он предупреждает, что у вакцины от коронавируса, которая появится в ближайшее время, будут две проблемы. «У нее будет недоказанная эффективность с точки зрения сроков и универсальности защиты. Кроме того, такая вакцина может быть небезопасна», — говорит эксперт. Безопасность вакцины нужно отслеживать годами – на таком цикле в несколько месяцев невозможно узнать, не появятся ли через пять лет после массового введения вакцины неожиданные эффекты в виде более частых онкологических заболеваний, дерегуляции иммунной или центральной нервной систем и т.д., отмечает Гопка.
В пресс-службе Правительства, Минздраве и компании «Вектор» не ответили на запрос Forbes.