Замена салонам красоты: партнер однокурсника Медведева стал совладельцем производителей патчей
Что случилось. Финансовый директор «Уралкалия» Антон Вищаненко и инвестор Филипп Полянский, экс-глава благотворительного фонда «Дар» и герой расследования Алексея Навального «Он вам не Димон», стали совладельцами производителя косметических патчей Blom. Как следует из данных ЕГРЮЛ в системе «СПАРК-Интерфакс», 16 апреля они получили, соответственно, по 3% и 2,5% в трех компаниях: «Микронидл Индастриал», «Блом Рус» и «Индастриал Косметик Лаб». На «Блом Рус» оформлен товарный знак Blom, зарегистрированная в Перми «Индастриал Косметик Лаб» занимается производством, а «Микронидл Индастриал» владеет правами на микроигольный аппликатор. Последняя также является резидентом инновационного центра «Сколково».
Филипп Полянский и Антон Вищаненко подтвердили Forbes, что стали совладельцами группы компаний, но объем своих инвестиций в проект не раскрыли. «Это, скорее, пре-раунд, который позволит продержаться компании до следующего привлечения инвестиций», — сказал Полянский. По его словам, он верит в проект, хочет в нем остаться и, возможно, в будущем нарастит в нем долю.
Сейчас у трех компаний, доли в которых получили Полянский и Вищаненко, 11 совладельцев. Крупнейшие акционеры — основатели бизнеса Василий Звездин и Юрий Силов (им принадлежит по 19,5%). Среди миноритариев компании — экономист, экс-советник министра экономического развития Евгений Надоршин, структура сына экс-депутата Госдумы Владимира Плигина Александра и сооснователь онлайн-ретейлера Lamoda Буркхард Биндер. Как сообщил Forbes представитель «Микронидл Индастриал», Биндер инвестировал в компанию в 2019 году, всего за шесть лет проект привлек более $2 млн инвестиций.
Детали. Под брендом Blom выпускается девять видов биорастворимых микроигольных патчей на основе гиалуроновой кислоты для зоны вокруг глаз, лба, носогубных складок и скул. Первые патчи компания начала продавать в конце февраля 2019 года. Они представляют собой твердые пластины, покрытые с одной стороны микроиглами из гиалуроновой кислоты, которые при контакте с кожей проникают внутрь и доставляют активные вещества. По описанию на сайте компании, патчи разглаживают мимические морщины, способствуют увлажнению и омоложению кожи, помогают избавиться от мешков под глазами.
В технологии доставки микроиглами различных веществ есть перспективы, считает Полянский. Когда после снятия карантина откроются салоны красоты, часть людей побоятся туда идти, а патчи с микроиглами — это альтернатива таким процедурам, как мезотерапия, объясняет он. Полянский добавляет, что эффект патчей, конечно, не такой, как у мезотерапии, но они действуют лучше, чем обычный крем.
«Меня привлекала в проекте не только идея, которая сама по себе инновационна - печатать саморастворяющиеся иглы, которые являются альтернативой дорогостоящей мезотерапии, но и способности команды», — рассказал Forbes другой инвестор в проект, Антон Вищаненко. Команда смогла спроектировать, сертифицировать и запустить производство в Перми в промышленном масштабе, говорит он. По словам Вищаненко, технологию также можно применять в других сферах: от вакцинации в домашних условиях до онкологических аппликаторов и удаления послеоперационных шрамов и рубцов.
Сооснователь «Микронидл Индастриал» Василий Звездин в прошлом году говорил, что Blom — пример кооперации технологической компании и экспертов бьюти-рынка, которые делают свои запросы, а технологическая компания дает решения. «У нас собственная производственная площадка, которая позволяет давать решения как для косметологии, так и для фармацевтики», — отмечал он.
Контекст. По данным «СПАРК-Интерфакс», Филипп Полянский с февраля 2007 года по май 2008 года был гендиректором фонда «Дар». Фонд принадлежит компании «Левит», акционеру «Новатэка», которую контролирует миллиардер Леонид Михельсон. В 2010 году газета «Ведомости» писала, что ООО «Цертум-Инвест» Филиппа Полянского приобрела дворец графа Кушелева-Безбородко в центре Санкт-Петербурга за 740 млн рублей.
Спустя три месяца после покупки «Цертум-Инвест» передал дворец фонду «Дар», наблюдательный совет которого возглавлял Илья Елисеев — бывший однокурсник по юрфаку ЛГУ Дмитрия Медведева (в то время — президента России). Об этом, в частности, говорилось в документальном фильме «Он вам не Димон», выпущенном Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального в 2017 году. В нем рассказывалось про недвижимость, резиденции, фермы и виноградники в России и за рубежом на общую сумму 70 млрд рублей. По утверждению авторов фильма, они фактически принадлежат бывшему премьер-министру Дмитрию Медведеву (сам Медведев называл информацию из расследования «мутью» и «чушью»).
Илья Елисеев после выхода фильма дал интервью газете «Коммерсантъ», где прокомментировал информацию о возможной связи «Цертум-Инвеста» и фонда «Дар» с Медведевым. «Хочу сразу разочаровать всех, кто будет искать там следы премьера. Ни он, ни члены его семьи там никогда не бывали и жильем в этом доме (особняке Кушелева-Безбородко) не владеют. Это в чистом виде коммерческий проект моего бизнес-партнера Филиппа Полянского, в котором одна из наших структур выступала как соинвестор», — рассказывал Елисеев. «Ведомости» также писали, что Полянский был учеником Елисеева на юрфаке.
«У меня был проект с фондом «Дар» в 2009 году – особняк в Санкт-Петербурге. Этот проект был реализован, дом построен, отреставрирован. Об этом знали много лет и рынок, и пресса. Но в 2017 году во время известных событий было преподнесено очень виртуозно в ином ключе», — рассказал Forbes Полянский.
Кроме того, ФБК в своем расследовании связал инвестицию Полянского в российский технологический стартап WayRay Виталия Пономарева, который создает голографические экраны для автомобилей, с интересами Дмитрия Медведева. В 2013 году на форуме «Открытые инновации» Медведев обратил внимание на стенд WayRay. «Медведеву на конференции понравился гаджет, и подконтрольная ему фирма тут же вложила средства в компанию-производителя. Это лишний раз подтверждает тот факт, что «Цертум-Инвест» тесно связан с премьером и действует в его личных интересах», — говорилось в расследовании.
Основатель WayRay Виталий Пономарев опровергал эту информацию в интервью проекту «Русские норм!»: «С момента, когда мы встретились с Медведевым, до момента инвестиции [Полянского] прошло полтора года». Пономарев рассказывал, что Полянский инвестировал в WayRay менее $4 млн собственных средств. «Человек занимается самостоятельным бизнесом, хочет диверсифицировать свой портфель. Он таким образом его дифференцирует. Это никак не связано ни с правительством, ни с Медведевым, ни с Путиным, абсолютно», — объяснял Пономарев. «После – не значит вследствие», — говорит Полянский Forbes о своей инвестиции в проект WayRay.
Полянский утверждает, что, как и в Blom, он вложил в WayRay собственные средства в 2015 году и был одним из первых инвесторов компании. «У меня довольно много доходов от инвестиций, которыми я занимаюсь уже около пяти лет», — сказал Полянский. В 2018 году WayRay привлекла инвестиции от группы компаний во главе с Porsche, эксперты оценили компанию в $500 млн. «В рамках этой сделки я продал часть своего пакета по очень хорошей оценке, цифры раскрывать не могу, но это пример моей удачной инвестиции», — добавляет Полянский.