Лазейка пандемии: почему кризис дает России шанс на технологическое лидерство
На глобальном рынке цифровых сервисов России занимает особое, если не сказать уникальное, место. При большом количестве потенциальных клиентов наш рынок скован значительными экономическими ограничениями — низкой платежеспособностью населения, недостаточным доступом к капиталу, высокой долей сегмента B2G, и т. д. Однако благодаря сочетанию этих факторов Россия на начало пандемии являлась одним из мировых лидером в сфере разработки эффективных и стрессоустойчивых бизнес-моделей цифровых сервисов, а также в скорости и масштабе их внедрения.
Цифровые сервисы в России создаются быстро, внедряются массово, они удобны и оперативно завоевывают целевые группы населения. Согласно Euromonitor и IDG, к началу 2020 года услугами доставки еды в Москве и Петербурге активно пользовались 5% населения, что сопоставимо с уровнем Лондона и Нью-Йорка. Доля заказа такси через онлайн-приложения, как показывает исследование АНО «Цифровая экономика», Гильдии такси при МТП и РАЭК, в пассажиропотоке Москвы выросла с нуля до 4% за пять лет (в Нью Йорке этот показатель составляет 8%, в Сингапуре 10%). Российский показатель проникновения цифровых финансовых сервисов более 70% — один из самых высоких в мире. Наконец, 20% наиболее скачиваемых приложений в AppStore и GooglePlay, как видно по данным SensorTower, созданы выходцами из России и СНГ.
Причины взрывного роста при этом специфичны. Цифровизация «с нуля» способствовала созданию и развитию нескольких крупных технологических компаний, которые стали стремительно накапливать опыт и навыки. В сочетании с высоким, еще советским уровнем технического образования это дало возможность успешно конкурировать с международными лидерами на национальном и даже некоторых зарубежных рынках. Опыт, сформированный в рамках корпоративных «натуральных обучающих хозяйств», до последнего времени позволял компенсировать отсутствие нужных специалистов (например, в дизайне продуктов), поставляемых системой высшего образования.
При этом опыт российского технологического развития последних лет вскрыл целый ряд серьезных проблем. Увеличение выпуска специалистов технологических профессий втрое за последние пять лет почти не покрыло дефицит высококвалифицированного ИТ-персонала: по нашей оценке, по данным Crunchbase & Linkedin, отток перспективных кадров из 40 крупнейших российских компаний за рубеж составляет порядка 10-15%. Причина — поиск новых возможностей на фоне ставшего явным насыщения внутреннего рынка: к началу эпидемии, по нашим данным, было цифровизовано уже около 70% расходов среднего российского домохозяйства, а по целому ряду сервисов проникновение «цифры» близко к максимумам.
Таким образом, перед началом падения большинства рынков российские IT-компании оказались перед новыми вызовами: необходимостью поиска неохваченных ниш спроса на российском, и масштабирования отечественных продуктов на глобальном мировом рынке. Парадоксальным образом, экономический спад, вызванный мировой пандемией, не мешает, а, наоборот, помогает решить эти задачи.
Прямо сейчас коронавирус создает на российском рынке новые технологически емкие сегменты, инициирует запуск новых проектов. Больно ударив по оффлайновым бизнесам, пандемия не только вынудила миллионы людей перейти на удаленную работу, но и заставляет традиционные производства искать технологии для работы в новой реальности. Лавинообразный рост спроса на услуги доставки (в Москве за первую «выходную» неделю в 20 раз, в регионах в 10 раз) вынуждает ретейл, а вслед за ним и общепит, и другие отрасли, связанные с потребительским обслуживанием, обновлять и масштабировать свои системы, вкладывать ресурсы в безопасность IT-инфраструктуры.
Наибольший выигрыш получили российские deep tech бизнесы, основанные на сложных технологиях. В силу радикальной смены рыночной конъюнктуры они столкнулись с необходимостью быстрого редизайна продукта, на ходу приобретая бесценный опыт от вызванного пандемией гипермасштабирования и получая фору для выхода на ключевые зарубежные рынки.
Например, анонсированное в конце января 2020 года внедрение системы распознавания лиц в Москве, признанное крупнейшим в мире по масштабу, будет основано на технологии, разработанной российской компанией.
Мощный импульс для роста получили стриминговые сервисы, поддержку которым неожиданно оказала даже Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), запустившая в конце марта инициативу Play Apart Together с призывом оставаться дома и играть в компьютерные игры. Бизнесы, работающие в сегменте облачного гейминга (стриминга компьютерных игр из облака) в одночасье превратились из стартапов в сервисы для масс-маркета. Дело в том, что у большинства пользователей дома устаревшие компьютеры, на которых сложно запускать современные игры, а приобретение новой техники стоимостью от 100 тысяч рублей в сегодняшней ситуации могут позволить себе немногие. В этой ситуации панацеей становится Cloud Gaming: проблему решает аренда мощного компьютера в облаке. Российская компания Loudplay и до начала распространения вируса была одним из лидеров в этой сфере: на ее счету запуск нескольких проектов в европейских и ближневосточных сетях 5G, партнерство с Huawei, Nvidia и Asus и технологический прорыв — первый в мире профессиональный турнир на мощностях облачного гейминга, проведенный совместно с «МегаФоном» и Huawei. Только за «коронавирусный» март клиентская база Loudplay увеличилась в три раза, а компания получила шквал предложений от операторов связи и дата-центров по запуску на зарубежных рынках.
Тренд на глобальную экспансию российских прорывных технологий требует поддержки. Наряду с разработкой и реализацией стратегии цифрового развития страны на среднесрочную перспективу, включая международные аспекты и привлечение частных компаний, массовому выходу на международные рынки нужна помощь иного рода. Для «цифрового скачка» России необходимо от имиджа родины гениальных инженеров и «донора» IT-талантов перейти к позиционированию страны как инновационного инкубатора для запуска, развития и масштабирования сервисов с высокой технологической насыщенностью. Что интересно, страновые репутационные риски, как свидетельствует мировой опыт, успеху такого позиционирования не препятствуют.