«Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине
«Отдельные точки выросли в разы»
После ужесточения режима самоизоляции в Москве с 29 марта спрос в «Яндекс.Лавке» увеличился на десятки процентов, а продажи в отдельных точках выросли в разы, рассказала Forbes представитель компании Елена Новикова. Спрос при этом не похож на ситуацию двухнедельной давности, когда пользователи скупали товары длительного хранения про запас: сейчас приобретают овощи, фрукты, готовую еду, хлеб, молочную продукцию, чтобы не выходить на улицу даже в магазин, отметила она.
В «Лавке» срок доставки, по словам Новиковой, вырос на 5-6 минут по сравнению с обычными 15 минутами, есть единичные случаи отмены. «Спрос вырос довольно резко и потребуется некоторое время, чтобы к нему приспособиться, но мы не ожидаем ни дефицита товаров, ни существенного увеличения времени доставки. Мы уже адаптируем наш ассортимент под новые реалии. Например, сегодня в продажу вернулись «Яндекс.Станции» и появился раздел с настольными играми», — рассказала Новикова. В «Яндекс.Еде» спрос находится на уровне популярных праздников – 8 марта и 14 февраля, добавила она.
В последние две недели спрос на услуги доставки у «СберМаркета» был высоким по всем городам, где работает сервис (их более 40), рассказали в пресс-службе сервиса. По ее данным, количество оформленных заказов каждый день было в 2-2,5 раза больше, чем в начале марта. Аудитория внимательно следит за новостями и реагирует на них, например, в день новости о введении карантина спрос на доставку увеличился на 40%, отметили в «СберМаркете».
В Delivery Club сообщили Forbes о заметном влиянии эпидемиологической ситуации на бизнес. «Как показывает опыт зарубежных стран, сначала во время коронавируса начинает ускоряться спрос на доставку продуктов питания, затем – на доставку из ресторанов. Ситуация в России развивается по аналогичному сценарию», — говорит представитель Delivery Club Алексей Белоусов. Впервые в компании увидели нетипичный рост спроса на доставку в выходные 14-15 марта — на 20% к предыдущим выходным. По итогам недели с 16 по 22 марта спрос вырос на 32% по сравнению с предыдущей неделей, по итогам недели с 23 по 30 марта рост составил 45% к предыдущей неделе, отметил Белоусов. На прошлой неделе основной спрос на доставку Москве, Санкт-Петербурге и в городах-миллионниках перешел из офисов в спальные районы, заметили в Delivery Club.
С точки зрения объемов для рынка доставки готовой еды показательна будет текущая неделя, когда большая часть жителей осталась дома, а рестораны закрылись для посещения, считает Белоусов. Он отметил, что в последние выходные увеличилось число заказов от новых клиентов и число скачиваний приложения.
У сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат», представленного в Санкт-Петербурге и Москве, за последнюю неделю число заказов выросло на 30%: сейчас компания обрабатывает более 30 000 заказов в день, рассказал основатель «Самоката» Вячеслав Бочаров. «Сейчас не более 20% заказов в «Самокате» доставляются с опозданием на 20-30 минут при стандарте доставки за 15-30 минут», — отметил он. Задержки чаще связаны с тем, что пользователи перешли от небольших покупок к основательной закупке впрок: такую доставку выполняют 3-4 курьера одновременно, добавил Бочаров. При этом у «Самоката» нет дефицита товаров, добавил он.
У сервиса доставки готовой еды «Кухня на районе» за последнее время не было роста заказов, рассказал директор по маркетингу компании Кирилл Родин. «Изменилось поведение клиентов — людей меньше, но они заказывают больше еды», — говорит он. По словам Родина, кризис заставляет людей запасаться продуктами впрок и экономить. «Многие уже сидят без работы и денег. Мы сделали попытку помочь людям в кризисной ситуации, когда многим уже не до изысков, и за неделю разработали социальное меню», — отметил Родин. Он добавил, что сейчас у большинства стоит задача просто прокормить себя и свою семью, и социальное меню должно в этом помочь. За 492 рубля пользователь получает рацион на весь день на 2500-3000 калорий. В понедельник первые 1600 наборов «разлетелась за несколько часов», отметил представитель сервиса.
«Курьеры начали брать дополнительные смены»
Из-за повышенного спроса на доставку продуктов и еды из ресторанов сервисы готовы привлекать больше курьеров, и в эту профессию все чаще хотят прийти люди, оставшиеся без работы, рассказали представители компаний, опрошенные Forbes.
У службы доставки товаров за один день KazanExpress, которая работает в 20 городах Урала и Поволжья, за две недели объем заказов в категории продуктов питания вырос на 418%, рассказал сооснователь компании Линар Хуснуллин. «Наша модель была ориентирована на более выгодные в экономическом плане пункты выдачи заказов, куда приходилось 95,5% заказов. Сейчас картина кардинально поменялась и срочно пришлось нанимать дополнительную армию курьеров. Еще до введения режима самоизоляции показатель курьерских заказов дошел до 37% и с учетом последних событий, видимо, сильно перевалит за 50%», — отметил он.
Среди новых курьеров больше всего работавших ранее неофициально, констатирует Хуснуллин из KazanExpress. «Они лишились работы в первой волне этого нового кризиса, так как не имели юридических и социальных гарантий от работодателей. Также много бывших таксистов, у которых упало количество заказов», — добавил он.
Количество заявок от курьеров на сотрудничество со «СберМаркетом» за последние недели увеличилось более чем в пять раз, рассказали в компании. Это вызвано многими факторами, в том числе всеобщим высоким интересом к сервисам доставки из-за текущей новостной повестки, отметили в пресс-службе. Сейчас «СберМаркет» расширяет команду сборщиков и курьеров: на прошлой неделе к сервису присоединились более 300 человек, по данным компании.
Партнеры Delivery Club также продолжают нанимать курьеров: в марте число желающих на эту вакансию выросло на 40% по сравнению с февралем 2020 года, говорит представитель агрегатора.
Курьерские службы — партнеры «Яндекса» также заметили рост спроса на работу по доставке еды – в Москве у них примерно на 30% больше кандидатов, в том числе из отраслей, которые практически полностью остановились с началом кризиса — рестораны, стройки и т.д., рассуждает Елена Новикова. «Меняется и отношение пользователей к курьерам: за последнюю неделю резко выросла доля заказов с чаевыми, сейчас их оставляют примерно за каждый десятый заказ. В отдельных городах их доля достигает 15%», — рассказала Новикова.
«Самокат» привлекает новых курьеров, но увеличивает нагрузку на действующих исполнителей заказов, рассказал Вячеслав Бочаров. «Многие наши курьеры начали брать дополнительные смены и часы работы. Возможно, это связано с их переходом на удаленный формат работы по основному месту», — рассуждает Бочаров. Сервис нанимает курьеров через рекрутинговые сайты и промо-кампании в местах открытия дарксторов, а также по рекомендациям действующих сотрудников. В конце прошлой недели «Самокат» также выступил с предложением к владельцам торговых центров, развлекательных учреждений и кафе в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы они не увольняли массово людей, а предложили им перейти в «Самокат» на работу курьерами. По его словам, это предложение вызвало интерес.