Выходец из Венесуэлы, инженер по образованию, Абель Авеллан создал компанию AST & Science, которая уже привлекла более $100 млн от таких крупных инвесторов, как Samsung и Vodafone. Миссия компании в том, чтобы мобильная связь не пропадала даже в горах и в самолетах. Помочь в этом должны низкоорбитальные космические спутники
Любой, кому доводилось находиться в долгом походе или у кого ломался автомобиль посреди поездки, знает — можно лишиться мобильной связи в один миг. Несмотря на технологический прогресс, возможность позвонить или отправить сообщение по-прежнему ограничена тем, как далеко от вас находится ближайшая вышка сотовой связи.
Компания AST & Science из техасского Мидленда стремится обойти это ограничение при помощи спутников. В ходе недавнего инвестраунда компания привлекла $110 млн. Основными инвесторами стали британский мобильный оператор Vodafone и японская торговая интернет-площадка Rakuten. Стартап намерен запустить мобильную сеть широкополосного доступа в интернет под названием SpaceMobile. Услуга будет предоставляться по спутникам, которые подключаются к телефонам «в любой точке планеты, во время авиаперелета, в отдаленной местности, в море ― где угодно», заверяет основатель и глава компании Абель Авеллан.
Стартап успешно испытал технологию в апреле прошлого года, запустив на орбиту прототип спутника под названием BlueWalker 1. Устройство успешно доставляло сигнал на мобильные телефоны. Общая сумма привлеченных инвестиций в стартап уже достигла $128 млн. Новый раунд финансирования поможет AST & Science нарастить темпы производства и запускать на околоземную орбиту сотни спутников. Для сокращения расходов стартап использует модульное производство.
AST & Science — одна из нескольких компаний, которые хотят задействовать низкоорбитальные спутники для предоставления услуг по передаче данных. SpaceX, OneWeb и Amazon создают целые созвездия спутников, которые будут давать пользователям прямой доступ к широкополосному интернету. Их целевая аудитория ― премиальные пользователи, которым при обмене данными необходимы минимальные задержки. Спутниковые решения призваны переманить клиентов у провайдеров широкополосного доступа, таких как Comcast и AT&T.
AST & Science нацелена на другой рынок. Вместо того, чтобы предоставлять высокоскоростной интернет, для которого требуются более дорогие спутники и наземная инфраструктура, стартап заключает партнерства с мобильными операторами. Их абонентам компания позволяет использовать уже имеющиеся устройства там, где поймать сигнал иначе затруднительно, например в горах или на круизных лайнерах. По такой же модели работают провайдеры спутниковой сотовой связи, такие как Iridium, с той лишь разницей, что для SpaceMobile не требуется специального оборудования, и абоненты могут пользоваться теми телефонами, которые у них уже есть.
Стартап Авеллана, как объясняет он сам, не пытается конкурировать с существующими провайдерами связи. Пока комплексы AST & Science будут давать доступ к сетям 4G, но по мере роста числа спутников на орбите будет разворачиваться и 5G. Такая модель позволяет корпоративным клиентам обслуживать еще больше абонентов без необходимости выстраивания инфраструктуры в непозволительно дорогих районах.
Для Авеллана его нынешний стартап — уже вторая попытка выхода на рынок спутниковой связи. Закончив колледж в родной Венесуэле, Авеллан переехал в Швецию и устроился инженером в телеком-корпорацию Ericsson. Несколько лет спустя, в 1999-м, он основал специализирующуюся на спутниковых системах связи компанию Emerging Markets Communications, которая предоставляет высокоскоростные каналы передачи данных для видеоконференций и других решений в сфере связи. В 2016 году он продал бизнес телекоммуникационной компании Global Eagle за $550 млн.
Совсем вскоре после этого Авеллан создал AST & Science. Его инженерное образование дает о себе знать в бизнесе — Авеллан участвовал в разработке некоторых ключевых технологий, которые компания применяет сегодня в своих спутниках. «Он высококлассный технолог», — отмечает аналитик в сфере коммерческих космических проектов Крис Куилти.
План Авеллана состоит в том, чтобы давать мобильным сетям возможность расширять абонентскую базу через снижение стоимости привлечения новых клиентов и дополнительные услуги премиальным пользователям. Сильнее остальных перемены ощутят те, кто раньше не мог выходить в интернет из-за того, что охватывать подобную аудиторию было попросту экономически нецелесообразно.
К тому рынку, на котором работает AST & Science, сейчас присматриваются и мобильные операторы, и торговые площадки. Среди инвесторов в стартап есть и Samsung NEXT (корпоративный венчурный фонд Samsung), и крупнейший оператор инфраструктуры беспроводной связи в Северной Америке American Tower. «Мы уверены, что SpaceMobile занимает на рынке уникальное положение и сможет успешно предоставлять покрытие широкому кругу абонентов, дальше развивать нашу сеть по всей Европе и Африке, ― прежде всего, в сельской местности и во время природных бедствий или гуманитарных катастроф, ― и обслуживать пользователей на базе имеющихся у них смартфонов», — говорит гендиректор Vodafone Ник Рид.
Куилти полагает, что это будет задача не из легких, ведь стартап стремится заниматься тем, что не пробовал до него никто другой. Важную роль здесь играет поддержка инвесторов. Если AST & Science действительно удастся развить технологию, ввести ее в широкую эксплуатацию и привлечь для работы соответствующие средства, компания имеет все шансы заполучить огромный рынок.
Перевод Антона Бундина