История Telegram и TON от первого лица: что Павел Дуров рассказал адвокату SEC в Дубае
В распоряжении Forbes оказался протокол допроса Павла Дурова, который был проведен в рамках разбирательства с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) 7 и 8 января ее адвокатом Хорхе Тенрейро в Дубае. Forbes обратился за комментарием к вице-президенту по развитию бизнеса Telegram Илье Перекопскому.
Допрос проходил в офисе юридической фирмы Hadef & Partners, недалеко от небоскреба «Бурдж-Халифа» и продлился не менее 16 часов. В переданном нам протоколе отсутствуют многие страницы. Тем не менее даже в таком виде документ предоставляет редкую возможность узнать историю Telegram и его блокчейн-платформы TON от лица их создателя Павла Дурова, который крайне редко дает интервью и выступает на публике. Forbes собрал самые интересные заявления, сделанные Дуровым.
- Кто создал мессенджер. Telegram был создан группой инженеров и менеджеров, которые все еще работают в Telegram. Но Дуров говорит, что это была его идея. Команда начала работать над проектом в начале 2012 года и публично запустила его в августе 2013 года.
- Сколько людей работает в Telegram Group. В 2017 году в Telegram Group работали от 25 до 30 человек. Кроме того, компания пользовалась услугами сотен независимых подрядчиков. Сегодня, по словам Дурова, эти цифры не сильно изменились. Основная часть команды, ее ядро, пишут программный код. До начала разработки блокчейн-платформы TON усилия программистов были в основном сосредоточены на работе над функционалом мессенджера Telegram, хотя время от времени проводились определенные эксперименты, не связанные с мессенджером напрямую. И сегодня эта основная команда разрабатывает программный код для тех же приложений, что и раньше, а также работает над блокчейн-проектом TON.
- Из каких денег финансировалось создание мессенджера. Источником финансирования были личные сбережения Дурова. Они появились после продажи его доли во «ВКонтакте». «Это была самая большая социальная сеть на постсоветском пространстве, и мне удалось ее продать в нужный момент», — рассказывал он. Вырученные средства Дуров использовал на покупку новых серверов вплоть до 2018 года. Но он мог тратить собственные средства на развитие Telegram и после, так как обычно он не разделяет траты на свои личные нужды и на потребности Telegram. «Если я вижу, что Telegram требуется больше ресурсов, я с радостью инвестирую больше. Я из тех людей, кто предпочитает не иметь никакой недвижимости», — говорил он.
- Чем Telegram отличается от других сервисов. Подавляющее большинство серверов Telegram принадлежит самой компании. В отличие от некоторых других интернет-сервисов Telegram практически не использует облачные хостинговые платформы, такие как AWS.
- Почему отказались от монетизации Telegram. Telegram никогда не взимал плату с пользователей за пользование мессенджером. Компания хотела, чтобы им пользовалось как можно больше людей. Если бы она стала брать с них плату, то это помешало бы росту числа пользователей. Другие мессенджеры также являются бесплатными, напомнил Дуров, за исключением совсем нишевых. До конца 2017 года компания рассматривала несколько возможных источников дохода и посчитала, что хорошие доходы могла бы принести реклама. Но поскольку Telegram — маленькая команда, ограниченная в человеческих ресурсах и времени, то решили сосредоточиться на других проектах и вернуться позднее к этому вопросу, пояснял Дуров.
- Во сколько обошлось создание TON. В 2018-2019 годах компания, по словам Дурова, потратила $218 млн. При этом он допустил, что эту сумму надо увеличить еще примерно на 10% (это траты наподобие транспортных расходов сотрудников и аренды жилья во время командировок). Самая значительная часть расходов Telegram — сотрудники, примерно 40% приходится на оборудование (серверы, коммутаторы и др.). При этом нельзя четко отделить затраты на TON и Telegram, поскольку компания использует одно и то же оборудование, разработчиков и одних поставщиков для мессенджера и TON. С октября 2019 года компания потратила на оборудование еще около $10 млн.
- Кто придумал привлечь инвестиции в TON. Это была идея Павла Дурова, она возникла в результате обсуждения с «третьими лицами».
- На что хотели потратить привлеченные в TON инвестиции. На покупку оборудования и развитие мессенджера. Необходимость последней траты он объясняет так. Когда мессенджер только был создан, многие пользователи соцсети «ВКонтакте» решили его попробовать, просто потому что он был создан теми же людьми, что основали соцсеть. Логично было бы предположить, объяснял Дуров, что если отдать часть инвестиций перед запуском блокчейн-платформы на бренд Telegram, то это бы повысило доверие к мессенджеру и в итоге привлекло бы больше людей попробовать проект TON.
- Зачем привлекли так много инвесторов и сумму в $1,7 млрд. Это было нужно, чтобы обеспечить наличие большого количества валидаторов — пользователей платформы, которые будут заниматься добычей новой криптовалюты. Валидаторы нужны, чтобы гарантировать надежность и безопасность работы блокчейн-платформы. Их должно быть не меньше 20 и каждый из них должен владеть большим количеством монет Gram. Планировалось также, что они будут меняться раз в месяц.
- Рассматривал ли Дуров публичное размещение TON (в начале 2018 года было проведено закрытое размещение ценных бумаг в обычной валюте). Да, на ранней стадии обсуждения такие варианты рассматривались для некоторых юрисдикций, но потом в компании поняли, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США может счесть размещение незаконным. Кроме того, с этим могли бы возникнуть и другие сложности. Компании была обеспокоена, что продажа ценных бумаг может нарушить ее целоcтность, изменит облик и то, что она защищает.
Контекст. Павел Дуров в 2018 году привлек инвестиции в свою блокчейн-платформу TON в размере $1,7 млрд. Инвестиции привлекались в два этапа по $850 млн. Платформу планировали запустить в октябре 2019-го. Но запуск был отложен в связи с тем, что SEC посчитала продажу токенов незаконной (регулятор рассматривает токены как ценные бумаги, в самом Telegram с этим не согласны).