Дело «отца Рунета»: за что преследуют бывшего замминистра связи и при чем тут Кремль
«Отец Рунета» — таким громким титром сопровождались кадры с участием Алексея Солдатова в сериале Андрея Лошака «Холивар» об истории русскоязычного сегмента интернета. Солдатов — фигура для индустрии действительно легендарная: в качестве руководителя вычислительного центра Курчатовского института он курировал работу по созданию российской инфраструктуры всемирной сети, а позднее основал одного из первых в стране интернет-провайдеров «Релком». На рубеже «нулевых» и «десятых» ученый также успел поработать замминистра связи и массовых коммуникаций.
В середине декабря 2019-го Солдатов оказался под домашним арестом. Такую же меру пресечения суд избрал для его деловых партнеров Евгения Антипова и Андрея Шкиттина (для последнего — заочно, он объявлен в международный розыск). Все трое обвиняются в организации схемы по выводу за рубеж порядка 470 000 IPv4-адресов, ранее администрировавшихся Российским научно-исследовательским институтом развития общественных сетей (РосНИИРОС). Следствие Главного следственного управления ГУ МВД по Москве в конце ноября квалифицировало их действия как мошенничество в особо крупном размере — согласно ч. 4 статьи 159 Уголовного кодекса, Солдатову, Антипову и Шкиттину грозит лишение свободы на срок до пяти лет. Forbes изучил дело «отца Рунета» и поговорил с одним из его фигурантов. За что грозит тюрьма Солдатову и его партнерам?
В чем суть дела
IPv4-адрес — это самая распространенная в сети версия интернет-протокола, фактически уникальный идентификатор каждого устройства в интернете, которое вносится в общий реестр. «На IPv4–адреса не может быть прав собственности, но возникает право использования. Оно может быть передано от одного локального регистратора к другому», — объясняет директор по внешним связям региона Восточная Европа и Средняя Азия, технический советник европейского регистратора RIPE NCC Алекс Семеняко. Несмотря на отсутствие права собственности, IPv4 — дефицитный товар: из-за стремительной экспансии интернета резерв свободных адресов постепенно заканчивается даже у глобальных регистраторов (всего их пять, включая RIPE NCC). Источник, близкий к RIPE NCC, рассказал Forbes, что многие компании уже встают в список ожидания на получение освободившихся IPv4 или перекупают их на «теневых рынках» по цене от $10 до $20 за адрес.
Весной 2019 года случилась та самая сделка по передаче права использования IPv4, рассматриваемая теперь следствием по делу Солдатова и его партнеров как мошенничество: 23 апреля государственный РосНИИРОС передал администрирование порядка 470 000 адресов чешской компании Reliable Communications s.r.o. По данным газеты «Коммерсантъ», бенефициарами этой фирмы на паритетных началах выступают Солдатов и Шкиттин. Последний на момент сделки также исполнял обязанности гендиректора Reliable Communications и работал исполнительным директором РосНИИРОС. А Антипов совмещал должности гендиректора провайдера «Релком Групп» — правопреемника «Релкома», также подконтрольного Солдатову и Шкиттину, — и члена совета директоров РосНИИРОС.
РосНИИРОС — один из старейших российских НИИ по развитию компьютерных сетей, он был основан еще в 1992 году в недрах «Курчатника» при непосредственном участии Солдатова и являлся членом RIPE NCC. До последнего времени институт выполнял функции локального регистратора — вел реестр полученных IPv4 между клиентами в России, а также выступал в качестве провайдера для ряда клиентов. По словам источника, близкого к RIPE NCC, РосНииРос в том числе обслуживал много госучреждений, например, МИД.
Но в 2019 году институт готовился к закрытию — его деятельность в юридическом статусе АНО перестала быть эффективной: в сентября на сайте учреждения появилось сообщение, в котором говорилось, что с ноября услуги по администрированию IPv4 оказываться перестанут. Именно этим и объяснялась сделка по передаче адресов чешской фирме, рассказал Forbes Андрей Шкиттин. «РосНИИРОС готовил документы на ликвидацию, поэтому встал вопрос, кому передавать обслуживание клиентов и кто будет вести учет адресов далее. Было коллективное обсуждение с членами совета», — вспоминает гендиректор Reliable Communications.
Он утверждает, что руководство РосНИИРОС само обратилось к нему, а он — к своему партнеру Солдатову. В итоге стороны договорились передать реестр Reliable Communications, а договоры на обслуживание с клиентами собирался выкупить «Релком Групп». Реестр адресов, по словам Шкиттина, передавался бесплатно, а «Релком» платил за контракты с клиентами «по среднерыночной стоимости», которую экспертиза оценила в 8,9 млн рублей. Всего клиентская база РосНииРос насчитывала 751 абонента.
Но в итоге «Релком» успел перечислить в РосНИИРОС только аванс в 2 млн рублей — после в дело вмешались следователи.
Как интерпретирует сделку следствие
Сделка между РосНИИРОС и Reliable Communications проверялась юристами RIPE NCC — и они не нашли в ней никаких нарушений, рассказал источник, близкий к европейскому регистратору. Однако, оговаривается собеседник Forbes, речь тогда шла о проверке формальных договоренностей «без учета материальной части».
Следователи же интерпретируют как «материальное» мошенничество именно передачу права пользования IPv4. Ущерб в постановлении о возбуждении дела оценивается в сумму свыше 500 млн рублей, уточняет адвокат Шкиттина Саркис Дарбинян. По его словам, обоснований этой суммы в деле пока нет — экспертизы или независимые оценки еще не проводились.
Сам РосНИИРОС тоже пересмотрел собственную позицию по поводу сделки — теперь институт, передумавший закрываться, оценивает потенциальный ущерб от передачи договоров на обслуживание клиентов «Релком Групп» в 602 млн рублей, следует из иска, поданного в Арбитражный суд Москвы 2 декабря к «Релком Групп» (иск есть в распоряжении редакции).
Шкиттин настаивает: сделкой лишь менялась компания-регистратор, а адреса оставались у клиентов. «Никакой продажи и получения мифических сумм с этого не предполагалось», — подчеркивает совладелец «Релкома».
Впрочем, после того, как новое руководство РосНИИРОС отменило решение о ликвидации организации, разбирательство в арбитраже может стать неактуальным: в ноябре институт и Reliable Communications уже обратились в RIPE NCC с просьбой дезавуировать сделку. А 20 декабря стороны подписали соглашение об отмене трансфера адресов — все 470 000 IPv4 должны вернуться в РосНИИРОС до апреля 2021 года (документ есть в распоряжении редакции). Такой срок связан с тем, что в региональном регистраторе действует временное ограничение на продажу адресов в течении двух лет.
По словам источника Forbes, близкого к RIPE NCC, совместное обращение РосНИИРОС и Reliable Communications к европейскому регистратору произошло уже «на фоне уголовных проверок». Однако Шкиттин эту версию опровергает: по его мнению, в сделке отпала необходимость, поскольку РосНИИРОС отменил решение о ликвидации и в состоянии продолжать администрировать адреса самостоятельно.
При чем тут Кремль
Солдатов и его партнеры оказались фигурантами уголовного дела по заявлению начальника управления президента России по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Андрея Липова, выяснило издание «Медуза». То, что именно кремлевский чиновник обращался в правоохранительные органы «с просьбой разобраться и проверить ситуацию», Forbes подтвердил и адвокат Шкиттина Саркис Дарбинян.
Параллельно с жалобой в МВД Липов направил письмо и в адрес гендиректора РосНИИРОС Кирилла Изотова (копия обращения есть в распоряжении Forbes). В нем он уведомил главу института, что в Кремль «поступил ряд обращений от российских научно-исследовательских и образовательных институтов, обеспокоенных возможной дестабилизацией работы национальных научных интернет-сетей». Среди «обеспокоенных» оказались Научный центр волоконной оптики РАН, Вычислительный центр Дальневосточного отделения РАН, Кубанский государственный университет и Пермский национальный исследовательский политехнический университет.
Все они проинформировали администрацию президента о «передаче «дорогостоящего и дефицитного» ресурса интернет-адресов от российской организации к зарубежной, что может повлечь остановку работы российских сетей в условиях санкций», и предупредили об угрозе удорожания услуг, следует из письма чиновника.
В копии уведомления о возбуждении дела, которое также есть в распоряжении Forbes, подтверждается информация о том, что ГСУ ГУ МВД по Москве взялось за расследование по обращению Липова.
По данным «Медузы», конфликт вокруг РосНИИРОС мог быть лишь эхом борьбы за домен первого уровня .su, который также администрируется институтом и, согласно закону о суверенном Рунете, является частью национальной доменной зоны. Федеральный чиновник на условиях анонимности сообщил изданию, что в Кремле «опасались, что в ходе ликвидации РосНИИРОС в Фонд развития Интернет [подконтрольный Солдатову и Шкиттину] будут переданы функции менеджера домена .su, <...> в результате чего государство полностью потеряет над .su контроль». Дарбинян также упоминает эту версию в числе возможных подоплек уголовного дела, из-за которых «на Солдатова могли спустить всех собак».
Шкиттин все претензии в свой адрес и адрес партнеров называет надуманными. Физически все компании получали адреса от региональных регистраторов бесплатно и сейчас за них также никто не заплатит миллионы долларов, напоминает он. «Адресное пространство не может принадлежать стране, компании или человеку, это ресурс для всех. Любой может его запросить и получить. Регистраторы просто ведут учет и их взаимоотношения не касаются государства, юрисдикция тут не важна», — констатирует фигурант дела.
У этой точки зрения есть и оппоненты. «У адресов есть цена и их все покупают. Изначально может быть их и просто раздавали, но сейчас, когда их лимит исчерпан, это стало бизнесом», — сообщил Forbes бывший советник президента России по интернету Герман Клименко.
Адвокат Солдатова Наталья Давыдова от комментариев по делу отказалась. Такую же позицию занял сын экс-замминистра — журналист Андрей Солдатов. «Я понимаю ваше желание узнать у меня детали, но пока мой отец решил ничего не комментировать. В связи с его позицией, я тоже ничего не могу тут добавить», — написал он в Facebook. От комментариев отказывается и РосНИИРОС: оператор, ответивший на звонок Forbes, отказалась соединить корреспондента с руководством института.
Солдатов и Антипов пока не обжаловали домашний арест, сообщила Forbes пресс-секретарь Тверского суда Ольга Бондарева.