Ссора в финансовом супермаркете: в чем суть конфликта основателя «Банки.ру» с инвесторами
«Предпринимателю, рискнувшему создать собственный бизнес, методично внушается мысль, что ему просто необходимо впустить в капитал инвестора...Но есть маленькая ремарка: с появлением инвестора это больше НЕ ТВОЯ компания», — написал основатель проекта «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев 2 декабря в своем Facebook. Предприниматель, 14 лет назад основавший проект «Банки.ру», пожаловался на то, что его партнеры по бизнесу, американский фонд Russia Partners компании Siguler Guff, пытается «убрать» из бизнеса его и его супругу Елену Ищееву. Американскому фонду в «Банки.ру» принадлежит 40%, а Ильину-Адаеву, его брату Кириллу, Ищеевой и еще нескольким миноритариям — 60%. Forbes разобрался в сути акционерного конфликта вокруг «Банки.ру» — медиа, которое сейчас является крупнейшим независимым финансовым порталом с аудиторией более 8,5 млн пользователей в месяц.
Вклад каждого. На чем зарабатывает финансовый супермаркет «Банки.ру»
СМИ и маркетплейс
Суть акционерного конфликта — в структуре бизнеса «Банки.ру». Сейчас это не только финансовое СМИ, но и маркетплейс по продаже финансовых, страховых и телекоммуникационных продуктов. Три года назад компания «Банки.ру» передала лицензии СМИ отдельному специально созданному юридическому лицу – ООО «Банковские новости», которое Ильин-Адаев оформил на себя и стал его генеральным директором. Передать лицензии новому юрлицу было нужно для соблюдения закона о СМИ, вступившего в силу в начале 2016 года, в соответствии с которым иностранцы (в случае с «Банки.ру» — Russia Partners) не могли владеть более чем 20% в российских медиа, говорит Ильин-Адаев. «По сути, замена юридического лица — чисто техническая процедура, но она позволила соблюсти требования закона», — написал он в своем Facebook.
«Информационное агентство «Банки.ру» покупает контент у компании «Банковские новости». «Три года шла нормальная работа: мы готовили контент, «Банки.ру» его покупал и размещал на сайте», — рассказал Ильин-Адаев Forbes. Однако в середине 2019 года он получил уведомление от генерального директора «Банки.ру» Динары Юнусовой о том, что «Банки.ру» расторгает контракт с «Банковскими новостями» на покупку журналистского контента. По словам Ильина-Адаева, Юнусова сделала это под давлением Russia Partners. Он также говорит, что необходимость расторгнуть контракт объяснялась тем, что инвестор компании — фонд Russia Partners — планирует оставить на портале только функционал финансового супермаркета. По его словам, Russia Partners предложили ему отказаться от лицензий СМИ и «вывести «Банковские новости» за периметр «Банки.ру», сказал он Forbes.
«Стали звучать фразы, что это моя личная компания и к «Банки.ру» она не имеет отношения и их это не устраивает», — говорит Ильин-Адаев. Кроме того, по его словам, Russia Partners «поставил под сомнение» несколько проектов banki.ru. В числе таких проектов оказался «Народный рейтинг» — рейтинг банков, страховщиков, интернет-провайдеров и сотовых операторов, который составляется на основе отзывов посетителей портала об уровне обслуживания в компаниях. Также, как пишет Ильин-Адаев в Facebook, под сомнение поставили целесообразность проведения ежегодной церемонии «Банк года», проекты встреч с топ-менеджерами банков OfficeParty и Finparty.
«Редакция — это убыточный проект»
Генеральный директор «Банки.ру» Динара Юнусова сказала Forbes, что в компании идет реорганизация, одна из редакций, а именно редакция banki.ru, переходит в другое юридическое лицо. Редакция Finparty остается в «Банковских новостях», отметила она. «Речь о закрытии редакции и «Народного рейтинга» не идет, это часть нашего бизнеса, которая приносит трафик, который мы монетизируем через маркетплейс. Решение о реорганизации приняла я, действуя в рамках устава компании и следую акционерному соглашению. Акционеры одобряют и согласовывают стратегию развития компании, всем операционным управлением занимаюсь я в рамках своих полномочий, я же отвечаю за финансовый результат, поэтому говорить о том, что я сделала это под давлением одного из акционеров, — это просто передергивать факты», — заявила гендиректор «Банки.ру».
В ноябре Ильин-Адаев получил от Юнусовой еще одно письмо о том, что 13 февраля 2020 года истекает срок аренды «Банковскими новостями» помещения, которое они снимали под офис. По словам одного из сотрудников «Банки.ру», офис снимает «Банки.ру», а редакция «Банковских новостей» арендует там площадь по договору субаренды.
В 2018 году, по данным СПАРК, выручка ООО «Информационное агентство «Банки.ру» (включает в себя финансовый маркетплейс) составила 993 млн рублей, а чистая прибыль — 190 млн рублей. Выручка «Банковских новостей» в 2018 году достигла 64 млн рублей, а чистый убыток составил более 4 млн рублей. «Другим акционерам не нравится, что деньги уходят из компании», — говорит собеседник Forbes в редакции.
«Редакция — это убыточный проект, но он необходим для построения бизнеса. Мы занимаемся журналистикой, вкладываемся в экспертизу, выступаем ресурсом по повышению финансовой грамотности, но никак на этом не зарабатываем», — говорит Ильин-Адаев.
Юнусова говорит, что, вероятно, у акционеров возникли разногласия относительно дальнейшего развития проекта. Источник Forbes в компании утверждает, что эти разногласия касаются PR-проектов, «которые не встраиваются в стратегию маркетплейса».
Russia Partners не ответили на запрос Forbes. По словам одного из сотрудников «Банки.ру», никто из представителей акционеров до сих пор не встретился с редакцией.
Как Нойманн и Каланик
Russia Partners — не единственный сторонний инвестор в 14-летней истории «Банки.ру». В 2010 году холдинг «Финам» купил долю в «Банки.ру» за $3 млн, а спустя три года продал за $6 млн. «Мы были довольны этой инвестицией», — рассказывает управляющий партнер фонда Finsight Ventures (входит в «Финам») Алексей Гарюнов.
«Я лично знаю [директора фонда Russia Partners] Александра Лупачева как законопослушного человека, который действует только в рамках акционерных соглашений. Насколько я знаю, у Russia Partners закончился инвестиционный период по сделкам, поэтому они не могут выкупить у другого акционера долю», — говорит Гарюнов.
По его словам, часто основатели компаний хороши на начальных этапах их развития, а когда компания становится зрелой, ей нужны профессиональные менеджеры, которые будут формировать стратегию, бюджеты, определять наилучшие партнерства и т. д. «Можно вспомнить примеры Трэвиса Каланика из Uber или Адама Нойманна из WeWork», — добавляет Гарюнов.