Apple — сервисная компания. Теперь это официально.
Можно подумать, что в Apple разучились хранить секреты. Из Купертино утекло в сеть все, что только можно. Дизайн нового iPhone китайские производители аксессуаров показывали на берлинской IFA за неделю до премьеры. При Джобсе такого не было. При Джобсе в поисках потерянного прототипа полиция обыскивала квартиры техно-журналистов. При Джобсе была другая жизнь и другие приоритеты. Приоритет сегодняшнего дня — сервисы. Это жирными черными цифрами написано в последнем квартальном отчете.
Продажи iPhone падают, продажи железа стагнируют. В своей ограниченной нише отлично себя чувствуют часы. Основной драйвер роста — сервисы, уверенно растущие от года к году, из квартала в квартал. Для понимания масштаба: оборот Apple в области сервисов ($11,5 млрд) более чем в два раза превосходит продажи Netflix (почти $5 млрд). Сервисы — вот что сейчас действительно важно. И, как показала презентация, в ближайшие годы мы увидим их еще больше, возможно, вплоть до полного превращения Apple в сервисную компанию, у которой в том числе есть свое «железо».
На рок-концерте перед хедлайнерами выпускают разогревающие группы. При планировании длинной презентации с большим числом продуктов — наоборот: важное, то, что должно запомниться, ставят в первые слоты. В этот раз приоритеты Apple: Arcade (подписка на игры), Apple TV plus (видеосервис) и часы.
Игры — один из немногих уверенно растущих сегментов IT-индустрии. По прогнозу аналитической компании Newzoo, мировой рынок игр вырастет с $137,9 млрд в 2018 году до $180,1 млрд в 2021 году. Так как больше половины этого рынка в прошлом году пришлось на мобильные платформы, представленная Apple подписная модель выглядит очень перспективной. Предложение нацелено на самый горячий сегмент самого горячего рынка. Заявленная стоимость подписки — $4,99, цена в России — 199 рублей, доступность — с 19 сентября. С точки зрения Apple, справедливый обменный курс составляет 40 рублей за доллар. Ровно посредине между цифрами, полученными на основании «индекса Бигмака», и официальной позицией ЦБ. Единственное, что может помешать успеху сервиса, — новизна предложения. Потребители привыкли к подписной модели на книги, музыку и видео. Игры — это что-то новое.
Одним из главных анонсов вечера (хранить в секрете по-настоящему важные вещи в компании все еще умеют) стала цена подписки на Apple TV plus: $4,99 заметно дешевле подписки на Netflix ($12,99). И еще — ожидаемый этой осенью сервис Disney+ ($6,99). Что получат покупатели за свои пять долларов в Apple TV plus, понятно не до конца. По данным Bloomberg (который в своем прогнозе ошибся с ценой подписки в два раза), бюджет Apple на создание контента вырос с одного до $6 млрд. Пока собственное портфолио не выглядит убедительно. Если только мистический сериал See не станет новой «Игрой престолов», а «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон — «Друзьями». При бюджете в $15 млн на эпизод это вполне возможно.
У компании большие планы на осень, включающие девять новых шоу. Однозначного ответа на вопрос, будет ли Apple предлагать лицензионный контент, нет. Учитывая давние связи с Disney, появление продукции студии в портфолио Apple TV plus выглядит вполне вероятным. Российская цена подписки на Apple TV plus — 199 рублей. Доступность — с 1 ноября.
С новым продуктом Apple выходит на гиперконкурентный рынок видеосервисов. Продемонстрирована готовность компании «положить деньги на стол». Ценообразование оказалось неожиданно агрессивным. Разница между $12 и $5 кажется пустяком. Но, когда речь идет о подписной модели, деньгах, которые будут списываться каждый месяц, пользователи очень чувствительны к малейшим колебаниям цены. Трейлеры первых эпизодов собственных сериалов обещают нескучную осень. Но хватит ли этого портфолио, чтобы на равных конкурировать с Netflix?
Главная «железная» новинка презентации, вставшая впереди новых iPhone, — пятое поколение часов Apple Watch. С точки зрения технологий ничего важнее и эффектнее отказа от «черного экрана» в этот вечер не показали. Раздражающая микрозадержка между поворотом запястья и включением экрана была ключевым, пожалуй единственным, недостатком часов Apple. В проморолике компания сама привела массу примеров, когда часы должны оставаться постоянно включенными. Например, чтобы незаметно взглянуть на время в ходе переговоров.
Новая версия предлагает постоянно работающий экран со всеми усложнениями. Заряда батареи хватит на один день. У конкурентов часы с сильно упрощенной картинкой на постоянно включенном экране работают два-три дня. Ставить на зарядку часы каждый вечер даже удобнее, чем через день. Это становится ритуалом, не нужно задумываться, «заряжал ли я часы вчера». За готовность заряжать часы ежедневно мы получаем постоянно включенный эффектный циферблат. Это честная сделка.
Про новые iPhone, представленные в самом конце, когда внимание зрителя рассеивается, сложно сказать что-то определенное. Нам даже спецификации толком не показали. Запомнилось, что это очень быстрые смартфоны, с объемным звуком и качественными экранами. На них удобно смотреть кино и играть в игры. Собственное «железо» — крайне полезное дополнение для бизнеса сервисной компании, специализирующейся на продаже подписки на музыку, игры и фильмы.