В декларации, которую Букер опубликовал в апреле в рамках своей президентской кампании, указано, что с 5 апреля по 11 октября 2013 года он пожертвовал на благотворительность акции Yandex стоимостью более $110 000 (речь идет, видимо, о бумагах зарегистрированной в Нидерландах материнской компании российского интернет-гиганта). Эти бумаги не упоминаются в декларации, которую политик подавал 16 мая 2013 года.
«Мне было бы интересно узнать, как руководители его предвыборной кампании объяснят этот факт», — заявил Forbes USA директор федеральной программы реформ наблюдательного органа Campaign Legal Center Брендан Фишер. По его словам, нередки случаи, когда кандидаты избавляются от спорных финансовых активов, из-за которых может возникнуть конфликт интересов. «Но если на момент подачи финансовой декларации у кандидата действительно есть подобные активы, о них необходимо сообщить», — добавил он.
Миллионы казначея. Сколько денег у грозы российских миллиардеров Стивена Мнучина
На просьбу прокомментировать сложившуюся ситуацию пресс-секретарь Кори Букера заявил, что команда политика сейчас изучает этот вопрос. «Правила в отношении финансовых деклараций сенаторов сложны, особенно в подобных случаях, ведь Букер пожертвовал бумаги на благотворительность и не получил никакого дохода», — подчеркнул пресс-секретарь кандидата в президенты США. По его словам, Кори сообщил об этом активе в своих налоговых декларациях и неясно, «произошла ли в данном конкретном случае какая-то ошибка». «Перед подачей документов его финансовая декларация была проверена бухгалтером и юристами. Любая неточность в документах абсолютно непреднамеренна. Мы немедленно разберемся с этим вопросом. Если речь действительно идет об ошибке, в финансовую декларацию, которую Кори Букер подал, когда баллотировался в Сенат США, будут внесены поправки», — добавил представитель политика.
Это заявление озадачило Ларри Ноубла, занимавшего должность главного юрисконсульта Федеральной избирательной комиссии США с 1987 по 2000 год. «На первый взгляд, можно подумать, что он действительно должен был сообщить об этом активе, — считает Ноубл. — Был ли какой-то конфликт интересов, из-за которого этот актив стал спорным? Сложилась ли какая-то ситуация, из-за которой члены его команды пришли к выводу, что им не нужно сообщать об акциях? Я должен кое-что сказать: если какое-то дело носит сложный характер, это не означает, что все может просто сойти вовлеченным с рук. У каждого политика есть определенные обязательства: в таком случае нужно обратиться за советом и попытаться пролить свет на ситуацию».
Ричард Пейнтер, работавший главным советником по этике в администрации Джорджа Буша-младшего и бывший кандидат в Сенат от Демократической партии США, также был озадачен. «У меня с трудом получится отнестись к этому как к техническому недочету, особенно учитывая количество акций. Начнем с того, что это необычные инвестиции для человека в его финансовом положении. Кроме того, это очень большой благотворительный взнос», — заявил Пейнтер. Forbes оценивает состояние Букера в $1,5 млн.
В свою декларацию от 16 мая 2013 года Кори Букер впоследствии трижды вносил поправки. В частности, он уточнил сведения о своих гонорарах за выступления и данные, которые касались его доли в основанном им интернет-стартапе. Но информация об акциях Yandex в документе так и не появилась.
Из налоговой декларации Букера за 2013 год следует, что он, возможно, пытался избавиться от некоторых акций, чтобы ему не пришлось отчитываться о них во время предвыборной кампании в Сенат. 16 мая 2013 года, в день подачи первой версии декларации, Букер продал акции News Corporation и канадской нефтегазовой компании Lone Pine Resources на $41 000. Эти пакеты акций также не были указаны в поданных им документах.
Но в случае с акциями Yandex все было по-другому — Букер по-прежнему владел этими бумагами на момент подачи декларации. В октябре 2013 года, спустя почти шесть месяцев после раскрытия своих финансов, он пожертвовал акции Yandex на $5500.
В инструкции Сената по составлению финансовых деклараций указано следующее: если на момент подачи декларации лицо владеет акциями на сумму более чем $1000, оно должно сообщить об этом.
«Я думаю, вполне очевидно то, что на момент подачи декларации он действительно владел акциями и продолжал владеть ими в течение 31 дня после подачи документов», — отметил Фишер. «Можно поспорить о том, сколько тогда стоили акции и какие цифры он должен был указать в декларации, но представляется вполне очевидным то, что он действительно владел акциями на момент подачи декларации и в течение 31 дня после», — подчеркнул он.
Бремя национального лидера. Сколько стоило Трампу его президентство
Декларации Кори Букера не впервые вызывают вопросы. Согласно статье The New York Times, еще будучи мэром Ньюарка в 2013 году, политик не сообщил о доле в интернет-стартапе Waywire, сооснователем которого он был. Букер раскрыл долю лишь незадолго до того, как газета опубликовали статью об этом.
Букер — не единственный американский госслужащий, который незадолго до вступления в новую должность был акционером Yandex. Бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон владел бумагами компании на сумму минимум $1000, когда был избран членом кабинета Дональда Трампа в 2016 году. Однако Рекс Тиллерсон указал этот актив в своей финансовой декларации.