Выживай и процветай: как азиатский конкурент WeWork сорвал сделку на $600 млн и выиграл от этого
Кун Вань Син вернулся из предпринимательского забвения. В начале прошлого года он отказался от слияния, которое могло бы спасти его сингапурскую сеть коворкингов JustCo от поглощения конкурирующими гигантами вроде WeWork. В результате той сделки JustCo, крупнейший оператор коворкингов в Юго-Восточной Азии, объединился бы с главным конкурентом WeWork в Китае — компанией из Шанхая Naked Hub. Стоимость объединенной компании составила бы примерно $600 млн. Однако во время процедуры due diligence Кун начал замечать трещины в отношениях будущих партнеров.
Вместо того чтобы попытаться сгладить расхождения, Кун отверг советы акционеров и принял судьбоносное решение продолжить работать в одиночку. «Было тяжело отказаться от слияния, потому что я больше не знал, как дальше растить бизнес, — говорит 42-летний уроженец Малайзии. — Если я не иду на слияние, чтобы расти, меня либо поглотят, либо я погибну».
Но JustCo не погибла. Напротив, компания, которую Кун основал в 2011 году, намерена увеличить общую площадь своих офисов в три раза к концу года — до 140 000 кв. м в восьми городах Австралии, Большого Китая и Юго-Восточной Азии. Сейчас Кун готовит сделку по привлечению $500 млн, которую он планирует закрыть к концу года. После этого общая сумма привлеченных JustCo средств превысит $700 млн.
Крупные девелоперы Азии также играют на этом рынке. В Гонконге компания Swire Properties в 2015 году открыла свое собственное гибкое пространство Blueprint, а группа Hongkong Land планирует запустить собственный коворкинг в этом году. В Сингапуре девелопер CapitaLand создает гибкие рабочие места в двух своих офисных зданиях.
JustCo предлагает больше площадей, чем большинство конкурентов, за меньшую цену, чем WeWork. Рабочее место в JustCo стоит менее $300 в месяц, в WeWork — $400 и больше. WeWork отказалась от комментариев.
По совету мамы
Предпринимательство у Куна в крови. Его отец управлял малайзийской Sing Long Group — поставщиком текстильной продукции для Adidas, Nike и Reebok. Кун в 1998 году получил степень бакалавра в области финансов и информационных систем в Школе бизнеса Леонарда Штерна в Нью-Йорке, но отказался от предложения работать в Goldman Sachs. Эра доткомов была в разгаре, и Кун перебрался в Бостон, чтобы вместе с однокурсником создавать сайт для инвесторов в ценные бумаги. Через полгода их стартап загнулся, Кун вернулся в Нью-Йорк и пошел работать в Ernst & Young.
Тем временем на родине отец Куна, собиравшийся перенести производство в Китай, продал текстильную фабрику и вложил деньги в недвижимость. Не доверяя сторонним застройщикам, он позвонил сыну, который охотно бросил работу бухгалтера и вернулся домой. К 2007 году Кун построил шесть жилых и коммерческих зданий, а когда все объекты были проданы, отошел от строительства, увлекся гольфом и даже подумывал стать профессиональным игроком. Его отговорила мать. «Мама сказала: «Эй, завязывай с этим», — вспоминает Кун. — Она сказала: «Найди работу в Сингапуре. Учись у крупных фирм».
Так он и сделал. Кун устроился в Mapletree Investments — девелоперское подразделение суверенного фонда Сингапура Temasek. Именно там он впервые увидел, как управляющие бизнес-центрами, такие как люксембургская Regus, зарабатывают на создании гибких рабочих пространств. «Мне казалось, им чего-то недостает, какого-то человеческого подхода», — говорит он. Получив $5 млн посевных инвестиций от семьи, Кун в 2011 году основал JustOffice и открыл первый офис в центре Сингапура. В течение двух месяцев JustOffice сдала всю свою площадь, поэтому Кун арендовал еще один этаж в том же здании, затем еще один этаж в офисной башне по соседству. Шесть месяцев спустя помещения были заполнены, и Кун арендовал еще один этаж.
К 2015 году JustOffice могла похвастаться званием крупнейшего оператора коворкингов в центре Сингапура и начала присматриваться к остальной Азии. Появилось и финансирование для развития. В 2015 году Кун привлек $8 млн в обмен на долю, размер которой не раскрывается, от сингапурского Pinetree Capital и французской Tikehau Capital Partners. В октябре 2017 года компания, к тому времени переименованная в JustCo, привлекла еще $12 млн в обмен на долю 7% от тайского девелопера Sansiri International. Инвестор, как сообщает JustCo, оценил компанию в $200 млн.
Но JustCo была не единственным развивающимся оператором коворкингов: в середине 2017 года SoftBank и Hony Capital из Пекина инвестировали $500 млн в американскую сеть WeWork, чтобы финансировать ее приход в Азию. Затем WeWork приобрела Space-mob, небольшого оператора коворкингов в Сингапуре, и начала скупать помещения по всей Юго-Восточной Азии. Еще во время закрытия сделки Sansiri Кун понимал, что он проигрывал.
Сорванная сделка
Именно тогда он связался с Грантом Хорсфилдом. Хорсфилд — предприниматель из ЮАР, который в 2007 году переехал в Шанхай и основал Naked Group. За 10 лет он превратил Naked Hub в крупнейшего оператора коворкингов в Китае, под управлением которого находился 21 объект. Кун прилетел в Шанхай, чтобы встретиться с Хорсфилдом. За ужином со стейками они выяснили, что разделяют взгляды на бизнес. Слияние JustCo и Naked Hub казалось надежным способом отразить атаку WeWork. «Он присмотрел бы за Китаем, а я — за всем остальным, — говорит Кун, — и мы бы вместе завоевали Азию».
Кроме того, в 2016 году Кун начал переговоры с суверенным фондом Сингапура GIC об инвестициях в JustCo. По словам Куна, переговоры вышли на новый уровень, когда он рассказал GIC, что вскоре они смогут инвестировать в паназиатского оператора рабочих пространств, который работает в том числе в Китае.
Однако по мере продвижения переговоров с Хорсфилдом о слиянии Кун начал сомневаться. «Его и мой подходы к управлению компанией различаются на фундаментальном уровне», — говорит Кун. По его словам, предприниматели спорили из-за вопросов менеджмента, и разница в их понимании сделки стала заметна во внешних коммуникациях. Кун осознал, что Naked Hub воспринимает JustCo всего лишь как младшего партнера.
Хорсфилд в целом согласен. «Думаю, с нашей точки зрения партнерство просто не имело смысла, если учитывать все требования JustCo. Вполне вероятно, у нас разная ДНК, — говорит он. — Для нас это был очень удачный промах».
Тем не менее акционеры Куна настаивали на слиянии. «Они все убеждали меня забыть про гордость», — говорит Кун. Однако в январе следующего года поздним вечером он позвонил и объявил о своем решении: слияние отменено. Кун рассказывает, что затем он передал новости GIC и предложил им подумать взамен об инвестициях в Naked Hub.
Но GIC отреагировал иначе. По словам Куна, неделю спустя фонд сообщил, что предпочел бы инвестировать в JustCo и финансировать ее приход на территорию Naked Hub в Китае. Кун говорит, что вскоре ему позвонил Утен Лохачитпитакс, директор по инвестициям Frasers Property, компании с тайскими бенефициарами и штаб-квартирой в Сингапуре. На следующий день Кун встречался с Паноте Сиривадханабхакди, генеральным директором Frasers и сыном тайского миллиардера Чароена Сиривадханабхакди. Frasers тоже хотела поучаствовать. «Подход JustCo к услугам соответствует обязательству Frasers Property предоставлять нашим клиентам полезный и запоминающийся опыт», — отметил Паноте на запрос о комментарии.
В мае 2018 года JustCo выпустила новые акции и продала 70% компании GIC, Frasers и Куну за $177 млн. По сообщению JustCo, после сделки Кун сохранил примерно треть компании, а доля остальных акционеров была размыта до 30%.
Примерно в это же время Хорсфилд продал WeWork свою Naked Hub за $400 млн, а JustCo открыла первое пространство за рубежом — в Бангкоке. Это стало началом стремительной экспансии, в результате которой JustCo теперь работает в Австралии, Большом Китае и Южной Корее. Менее года спустя с тех пор, как Кун отказался от слияния с Naked Hub, JustCo превзошла по размерам компанию, которая могла бы возникнуть после объединения. К концу этого года JustCo намеревается создать 40 офисов и присматривается к Индии и Японии.
Кроме того, теперь компания не просто сдает в аренду свои объекты, но и управляет чужими. Например, сингапурская GuocoLand передала JustCo управление тремя этажами в одной из ее офисных башен в центре города. «Новейшая концепция коворкингов JustCo сделает атмосферу нашего здания более динамичной», — пишет Валери Вон, генеральный менеджер коммерческого направления GuocoLand Singapore.
Кун говорит, что стремится заключить подобные партнерства с крупнейшими девелоперами в Гонконге, Джакарте, Маниле и Тайбэе. Сейчас, когда он вот-вот закроет сделку по привлечению дополнительных $500 млн, Кун хочет не просто денег. «Мне нужны стратегические партнерства, а не финансовый инвестор», — говорит он.
Перевод Натальи Балабанцевой