Шестого июня Google наконец раскрыла детали ценообразования и механику работы своего проекта облачных игр Stadia. Компания дала ясно понять, что своим проектом хочет завоевать консольный рынок, а не помочь людям запускать игры на устаревших ПК. Если на старте, когда проект еще носил тестовое название Project Stream, Google позиционировала его как облачную платформу (доступную только для настольных ПК и ноутбуков), которая объединяет разработчиков, игроков и стримеров, то теперь понятно: у корпорации нет цели стать лидером рынка облачных игр. Новая цель Stadia — доля рынка игровых приставок, а вовсе не первенство на еще только формирующемся рынке облачных игровых сервисов.
Для тех, кто мечтал о мощном игровом ПК в облаке, такой поворот породил эффект обманутых ожиданий. Теперь поле боя Google — телевизор в гостиной, а не игровые компьютеры, как казалось ранее. Похоже, Google бросает вызов консолям. В пользу данной точки зрения говорят сразу несколько фактов.
Вместо железа — еще больше железа
Ключевой посыл существующих облачных сервисов — отказ от регулярного и дорогостоящего обновления компьютера. Пользователей привлекают игрой в AAA-игры с новейшей графикой практически на любых, в том числе слабых и устаревших устройствах. Но презентация Stadia показала, что у Google совсем другие акценты. Компания сразу представила «набор первопроходца» за $129 с двумя «железками» в комплекте: фирменным контроллером и медиаплеером Chromecast Ultra, которые должны обеспечить «наилучший игровой опыт».
Это особенно интересно в контексте того, как менялись презентации Stadia. На GDC 2019 в марте, когда впервые прозвучало название Stadia, акцент был на удобстве и доступности игры через облако. Представители компании рассказывали и показывали, как удобно на любом устройстве с браузером Chrome запускать игру буквально в один клик, не задумываясь о системных требованиях. Но уже 6 июня на Stadia Connect все внимание переключили на удобство игры через Chromecast на телевизоре и с фирменным контроллером. Вместо игры на чем угодно по щелчку — покупка и подключение дополнительных устройств.
Эксклюзивные игры и ограниченный выбор
Открытость экосистемы всегда была козырем Android. Да, она создавала риски, но при этом давала продвинутой аудитории больше возможностей, чтобы кастомизировать систему и запускать любые игры и приложения. В случае Stadia фокус резко меняется: Google сразу говорит, что линейка игр будет ограничена, фокус сделан на новые AAA-проекты, а об открытости экосистемы можно забыть.
Когда пользователям игровой платформы Playkey предоставили свободу выбора и дали возможность наряду с отобранными для сервиса играми запускать любые игры из каталога Steam, интерес оказался взрывным. Именно Steam, а не какая-то конкретная игра, стал самым популярным выбором пользователей в сервисе. Геймеры на ПК ценят открытость платформы. Решение в пользу закрытой экосистемы и ограниченного набора игр сразу говорит о том, что у Google иной приоритет. Для консолей лимитированное количество тайтлов и строгий отбор проектов для витрины маркетплейса — привычное явление.
Еще ближе к консольному рынку Stadia делают эксклюзивы. Google прозрачно намекает, что на платформе будут игры, которые, по крайней мере временно, нельзя будет найти где-то еще. Так, именно на Stadia Connect впервые были показаны кадры из Baldur’s Gate III — продолжения культовой ролевой серии, предыдущая номерная часть которой вышла в 2001-м.
Интересно, что многие разработчики игр не слишком довольны последней презентацией Stadia и решением о закрытой экосистеме. Собственная платформа — это всегда большая проблема для разработчиков, которым теперь придется адаптировать игру еще под одну платформу.
Убыточная стоимость подписки для быстрой экспансии
Какова себестоимость облачных игр и потенциальная маржинальность (или убыточность) Google Stadia? В ходе базовых расчетов стоимости лизинга серверов, утилизации игрового времени и других факторов становится ясно, что при цене $15 в месяц сервис может работать только «в ноль».
На последней презентации в Google объявили, что Stadia будет доступна за $9,99 в месяц. Этот ценник явно убыточный. С точки зрения компании, которая понимает себестоимость облачного гейминга, такая цена выглядит как агрессивное маркетинговое предложение. Похоже, у Stadia нет задачи свести юнит-экономику, но, вероятно, есть задача «задушить» других игроков. Учитывая, что у Google нет конкурентов такого же размера в среде облачных игр, побеждать они собираются не условный Geforce Now, а консольных соперников. Низкая цена стриминга — это вызов Sony, Microsoft и Nintendo, а вовсе не сервисам облачных игр.
Интересно, что Sony и Microsoft вызов Google приняли. Ровно за несколько недель до презентации Stadia они объявили о создании альянса для совместных разработок в сфере облачных игр. Два главных конкурента на рынке видеоигр — и вдруг создают альянс. Сатья Наделла дал понять в своем комментарии по сделке, что объединение поможет в первую очередь бесшовной работе Azure и стриминговых технологий Sony: «Наше партнерство даст игрокам все преимущества от силы технологий Azure, Azure AI и Sony». Очевидно, что на волне такого бума облачных игр на Западе российские IT-гиганты в лице Mail.ru и «Яндекса» не смогут остаться в стороне, хотя пока и предпочитают отмалчиваться.
Запуск Stadia в конце жизненного цикла текущих консолей
Несмотря на затяжной тест платформы (впервые о Project Stream, как раньше назывался сервис, было объявлено еще в октябре 2018 года), официальный запуск Stadia запланирован на ноябрь 2019 года. Это высокий сезон рынка видеоигр, но, кроме того, еще и закат текущего поколения консолей.
В Google понимают, что аудитория уже заскучала от мощностей нынешнего поколения приставок. Microsoft и Sony готовят к запуску новые Xbox и PlayStation. И в этот момент Google предлагает покупателям альтернативу — другое, более доступное по цене железо. Новая «классическая» консоль на старте обходится в $400-500, а Chromecast с контроллером — в $129-300 (в зависимости от акции) плюс стоимость подписки. Неслучайно на официальной презентации производительность Stadia сравнивается не с аналогичными игровыми ПК, а с консолями.
Консоли — более интересный для Google рынок
Конечно, можно только догадываться, почему Google решила развивать Stadia как «облачную консоль», а не облачную альтернативу мощному игровому ПК. Но есть одна очевидная гипотеза: в Google понимают, что большого рынка облачных игр сегодня еще нет. Консоли — совсем другая история. Это огромный, давно сформированный рынок, где уже сегодня есть за что побороться. Возможно, борьба за кусок сочного пирога консольного рынка признана в Google менее рискованной стратегией, чем конкуренция за еще сыроватое тесто облачных игровых сервисов.