За деньгами в США. Что HeadHunter ждет на первом за несколько лет российском IPO в Америке
Российский онлайн-рекрутер HeadHunter собирается разместить 32% своих акций на нью-йоркской бирже NASDAQ с ценовым диапазоном $11–13,5 за бумагу. Исходя из верхней границы, оценка компании составляет $675 млн. HeadHunter в ходе размещения планирует привлечь до $250 млн. Организаторами сделки выступают Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse, BofA Merrill Lynch, «ВТБ Капитал» и Сбербанк CIB. Компания, если размещение состоится, будет торговаться с тикером HHR.
HeadHunter впервые заговорил о выходе на американскую биржу еще в декабре 2017 года, однако уже через несколько месяцев, в начале апреля 2018-го, власти США ввели пакет жестких санкций против крупных российских компаний, и процесс затормозился. При этом объем средств, которые планировала привлечь компания, за год не изменился: в апреле 2019-го, как и в апреле 2018-го, это все те же $250 млн.
Основным акционером рекрутинговой компании выступает инвестфонд «Эльбрус Кэпитал» (ему через Highworld Investments Ltd. принадлежит около 60% компании) и подразделение американского инвестбанка Goldman Sachs — ELQ Investors VIII Limited. Они и будут продавать свои акции в рамках размещения. Причем 9% от привлеченной суммы получит экс-гендиректор «Мегафона» и бывший член совета директоров Mail.ru Group, владелец ЮТВ Иван Таврин — владельцы HeadHunter обязались выплачивать ему 9% от любых доходов от компании в обмен на его отказ от преимущественного права выкупа рекрутера.
До февраля 2016 года владельцем HeadHunter была Mail.ru Group, которая продала актив его нынешним владельцам за 10 млрд рублей. Таким образом при выходе на биржу по запланированной оценке стоимость компании вырастет примерно в 4,4 раза за три года.
Выручка компании в 2018 году составила 6,12 млрд рублей (выросла на 29% по сравнению с 2017 годом), чистая прибыль — 1,03 млрд рублей (выросла за год более чем вдвое). При этом чистый долг компании в 2018 году был на уровне 3,58 млрд рублей, что в 1,5 раза меньше, чем по итогам 2017 года. У компании было 253 000 клиентов на конец 2018 года, на HeadHunter было размещено 559 000 объявлений о работе, а среднее количество уникальных посетителей сайта hh.ru в 2018 году составило 20 млн человек.
Размещение HeadHunter на NASDAQ станет первым для российской компании на этой площадке и вообще в США с 2013 года (в последний досанкционный год на высокотехнологичной американской бирже разместился платежный сервис Qiwi, а на NYSE — Luxoft). Всего на NASDAQ сейчас торгуется три российские компании: кроме Qiwi, это «Вымпелком» и «Яндекс».
IPO в условиях «новой нормы»
«Давайте трезво посмотрим на текущую экономическую и геополитическую ситуацию. Я достаточно скептически отношусь к возможности проведения успешного IPO российской компанией на NASDAQ», — предупреждает управляющий директор «Авито.Работа» Артем Кумпель.
«Мы живем в новой норме. По сравнению с условным 2013 годом климат для международных сделок стал куда хуже, но 2013 год уже не вернется», — говорит заместитель гендиректора «Ситимобил» Александр Горный. С точки зрения этой «новой нормы» момент для IPO хороший: «Никаких явных обострений нет, с последних существенных санкций уже прошло время».
Для частной компании при размещении существенных «геополитических ограничений» нет, говорит начальник управления торговых операций на российской рынка ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Дополнительный позитивный момент, по его мнению, — недавние успешные размещения Lyft и Pinterest. Он допускает, что конъюнктура может измениться, пока будет готовиться IPO, но в то же время указывает, что объем средств, которые планирует привлечь компания, не изменился.
Выход на IPO в любом случае будет хорошей новостью для российского рынка, по мнению директора по инвестициям международного венчурного фонда Maxfield Capital Алексея Тукнова: «Это момент ликвидности для инвесторов HH, компания сохраняет независимость и предоставляет возможность инвесторам сделать exit».