Пять лет назад, 7 апреля, у меня родилась дочь, и в этот же день Рунет праздновал свое 20-летие. За небольшое время, прошедшее с той даты, российский интернет изменился до неузнаваемости и продолжает меняться ежедневно, а это значит, что моя дочь увидит его уже совсем не таким, каким он видится сегодня нам.
С 80-х до наших дней
Думая о пути, пройденном Рунетом, я вспоминаю, как в свое время развивалась информатика. В середине 1980-х на уроках по этому предмету мы писали программы на листочках (!). Но к моменту окончания школы уже было понятно, что информатика становится дисциплиной, равноправной физике и математике.
За 25 лет трансформировалась модель пользования интернетом. Сначала люди шли в сеть, чтобы удовлетворить свои потребности в поиске информации. Потом начался бум развлекательных сервисов, онлайн-игр. В нулевых появились социальные сети и мобильные мессенджеры. Сейчас мы двигаемся в сторону более практичного использования сети. Интернет позволяет решать повседневные задачи: купить или продать что-то, заказать еду, вызвать такси, забронировать авиабилет, оплатить услуги, получить образование или устроиться на работу.
На гребне волны
Как и другие крупные игроки рынка, Mail.ru Group развивалась и менялась вместе с Рунетом, не только следуя текущим тенденциям, но и формируя будущий облик сети. Основу компании заложил почтовый сервис, запущенный 20 лет назад. Кажется, это было вчера, а сегодня Рунет достиг такого уровня развития, что пользователи получили доступ к продуктам, которые еще несколько лет назад было сложно даже представить. Теперь это повседневная реальность.
Надо сказать, что для удивительной и, казалось бы, необъяснимой скорости появления и совершенствования этих сервисов у нас были все необходимые условия. Россия — одна из немногих стран, имеющих не только сильную национальную IT-индустрию, но и собственных лидеров на рынке интернет-сервисов.
В то время как жители большинства стран пользуются глобальными продуктами, у нас есть созданные в России и конкурентоспособные на мировом уровне соцсети, поисковики, почтовые и другие сервисы. Это дает право гордиться нашей цифровой индустрией. У нас действительно работают очень сильные ребята, а российские школьники и студенты год из года выигрывают международные олимпиады по программированию.
Мы живем в эпоху, когда интернет все с большей скоростью охватывает все новые области и отрасли. Если 20 лет назад возможность вызвать такси или заказать еду в офис буквально в один клик казалась чем-то невероятным, то сегодня удивление скорее вызовет человек, который не пользуется этим. И логично, что интернет-компании стремятся не упустить новые тренды, успеть занять место в перспективных нишах. Поэтому я организовал фонд, специализирующийся на инвестициях в робототехнику, — убежден, что это будущее не только Рунета, но и всего глобального рынка.
Прогнозы
Огромный потенциал развития связан с проникновением интернета в образовательную индустрию. Происходит изменение привычных представлений о процессе обучения, поскольку перед нами открылись новые возможности: теперь качественные знания и навыки можно получать, находясь в любой точке мира. Достаточно иметь ноутбук или другое устройство и желание учиться. Большой вызов для онлайн-образования сейчас — научиться имитировать классную во всех смыслах этого слова среду, поскольку это один из важнейших факторов, стимулирующих людей учиться. Как только это произойдет, онлайн-образование станет огромным рынком, а учитель — востребованной и перспективной профессией.
Идеальное развитие образовательных проектов приведет к созданию проектов, которые позволят обучаться по индивидуальной программе, разъясняющей ученику трудные курсы и пропускающей уже известные.
Еще один актуальный тренд — это так называемые O2O-сервисы: online to offline. Перспективность и востребованность этих сервисов связана с усилением конкуренции в борьбе за аудиторию. Интернет-компаниям во всем мире сегодня приходится балансировать на границе онлайна и офлайна. И не только потому, что интересы людей не ограничиваются сетью. В 2010-х привлечение пользователей в реальном мире стало обходиться дешевле, чем в виртуальном. И сейчас мы наблюдаем в каком-то смысле обратный процесс: если первой реакцией бизнеса на бурное развитие интернета стало тотальное перемещение всей маркетинговой активности из офлайна в онлайн, то теперь онлайн-сервисы вынуждены искать пути продвижения в офлайне. Это вовсе не парадокс, а лишь еще одна иллюстрация того, что интернет проделал достаточно долгий путь, чтобы от стадии максимализма и полного неприятия всей «старой реальности» перейти к стадии взвешенного отбора и использования проверенных временем методов.
Цифровые технологии уже набрали критическую массу. Их используют не только в компьютерах и гаджетах, но и в физическом мире. Очевидно, что дальше эта тенденция будет только усиливаться, и вскоре приставки «онлайн-» и «робо-» появятся практически у всего, с чем мы имеем дело. Главной нашей задачей в этой новой реальности станет поиск и соблюдение баланса между органическим и технологическим.
Если за предыдущие 25 лет мы увидели, на что способен интернет, то в следующие четверть века самые передовые проекты будут возникать на пересечении реального и виртуального миров. Что это позволит сделать? Предсказание потребностей пользователя и доставка товаров в точку его текущего пребывания? Сверхэффективное обучение с помощью дополненной реальности? Пока это еще сложно себе представить: ведь по меркам того интернет-мира, в котором человечество будет жить через 25 лет, мы сейчас всего-навсего пишем программы на тетрадном листочке.