Регресс во благо: как заработает второй миллиард пионер индустрии беспилотных авто
В 2007 году Дэвид Холл перевернул рынок беспилотного транспорта: его компания Velodyne изобрела лидары кругового обзора — оптические лазерные дальномеры, которые вместо водителя определяют форму окружающих автомобиль объектов и расстояние до них. Технология подтолкнула развитие не только всей индустрии, но и бизнеса самой Velodyne. В прошлом году объем продаж компании достиг $500 млн, а всего за двенадцать лет производитель поставил 30 000 устройств по всему миру.
Холлу мало и этого: теперь он хочет расширить бизнес за счет разработки более дешевых датчиков малой дальности для систем помощи водителю ADAS (advanced driver-assistance systems). Если беспилотники все же технология завтрашнего дня, то ADAS уже широко представлена в коммерческих решениях на авторынке — система контролирует слепые зоны и предупреждает о возникновении неожиданных препятствий на дороге.
Прибыльный шаг назад
«Рынок меняется, поэтому мы пытаемся сконцентрироваться на производстве ADAS. Они дешевле, но и объемы их продаж выше», — объясняет Холл в интервью Forbes смену курса в бизнесе. Он готов к корректировке стратегии, несмотря на то что у Velodyne есть «хорошие устройства» для беспилотных автомобилей 4-го уровня — с высокой степенью автоматизации вождения (5-й уровень — это уже полностью автономное управление машиной без вмешательства человека).
ADAS относится к более низким уровням технологии, но миллиардера этот шаг назад не смущает. «Продажа таких систем принесет больше прибыли, чем лазерные датчики 4-го и 5-го уровня», — не скрывает предприниматель.
Лидар вместе с видеокамерами, другими сенсорами и бортовым компьютером — неотъемлемый элемент инфраструктуры беспилотного автомобиля. Среди нынешних разработок Velodyne — лучший в своей категории аппарат, оснащенный 128 лазерами и способный «смотреть» вокруг на 300 м. А главный бестселлер — лидар цилиндрической формы с 64 лазерами. Стоимость устройств доходит до $70 000 за штуку — такой ценник лишает их шанса превратиться в общедоступный продукт.
К тому же в сегменте растет конкуренция: если десять лет назад Velodyne фактически был монополистом, то теперь компании приходится бороться за рынок с другими производителями — Luminar, Innoviz, AEye, LeddarTech, Ouster, TetraVue, а также множеством китайских стартапов. Еще более серьезная угроза — собственная разработка гиганта отрасли беспилотников Waymo, входящего в холдинг Alphabet (родительская компания Google). Компания уже заявила о намерении продавать свои лидары Laser Bear Honeycomb другим производителям.
Альянс трех гигантов
Холл основал Velodyne еще в 1980-х. Изначально компания специализировалась на производстве акустических систем. Но со временем технологическая база развилась до уровня лидаров — и именно в этом инновационном сегменте Холл нашел свое призвание.
Прогресс Velodyne в последние три года оценили сразу три стратегических инвестора — компания привлекла $200 млн от американского автогиганта Ford, китайского поисковика Baidu и японского производителя фотоаппаратуры Nikon. Эти средства Холл с 2017 года направляет на строительство в калифорнийском Сан-Хосе практически полностью автоматизированного завода площадью 18 580 кв. м по производству лидаров. Ни у кого из конкурентов сравнимых по масштабу мощностей пока нет.
Nikon в альянсе с Velodyne также запускает массовое производство лидаров в Японии. Похожее лицензионное соглашение Холл заключил и с Veoneer, «дочкой» шведского производителя автомобильных систем безопасности Autoliv. Цель — выпускать несколько миллионов лидаров в год по всему миру, объясняет миллиардер.
Ориентация на Tesla
Пока Velodyne продолжает разработку бюджетных моделей лидаров — недорогих, но эффективных. Одно из решений для ADAS — создание аппарата со встроенной цифровой камерой. Похожие лазерные сканеры производит калифорнийский стартап Aeva. Когда конкурирующий продукт от Velodyne поступит в продажу, Холл пока не раскрывает.
Бизнесмен подчеркивает, что акцент на более массовых коммерческих решениях не означает отказа команды от разработки сложных технологий 5-го уровня. В этом направлении Velodyne ориентируется на автопилот от Tesla и систему Super Cruise от General Motors, перечисляет Холл. Правда, и в случае беспилотных технологий конкретные сроки он не озвучивает.
«Мы не считаем, что кто-то уже смог представить миру лучший лидар, чем Velodyne. В то же время и мы сами трудимся над созданием окончательной, еще более совершенной версии устройства», — заключает миллиардер.
Перевод Полины Шеноевой