Не только Сбербанк: пять самых эпичных ошибок искусственного интеллекта
Ошибки искусственного интеллекта на миллиарды рублей убытка стали самой громкой технологической новостью недели в России. Точная версия слов президента Сбербанка Германа Грефа остается предметом обсуждения, но стала поводом для того, чтобы вспомнить самые громкие случаи провалов ИИ.
Расизм и дискриминация
Корпорация Amazon, наряду с другими технологическими гигантами США, является одним из центров разработок в области искусственного интеллекта. В 2017 году компания закрыла экспериментальный проект по найму сотрудников на основе ИИ, который вела около трех лет. По словам представителей компании, в результате они ожидали получить некий «Святой Грааль», который мог бы отобрать пятерку лучших кандидатов из сотни резюме. Одной из ключевых проблем стала гендерная дискриминация кандидатов — алгоритм занижал оценки кандидатов-женщин, поскольку был обучен на прошлом десятилетнем опыте отбора кандидатов в Amazon, среди которых преобладали мужчины. Были и другие сложности: алгоритм нередко выдавал практически случайные результаты.
Применение алгоритмов в рекламных инструментах Facebook привело к появлению предложений по группировке целевых аудиторий на основе такого признака, как антисемитизм. В 2016 году президенту Microsoft Research Питеру Ли пришлось извиняться за чат-бота Тау, который менее чем за сутки общения с пользователями Twitter научился расистским высказываниям. Проект был приостановлен.
Опасность на дороге
Распространение беспилотных автомобилей выглядит неизбежным будущим, однако еще не решены важные вопросы — например, этический выбор в опасных ситуациях. При этом сами тестовые испытания проходят с трагическими последствиями. Весной 2018 года Uber тестировала беспилотный автомобиль на базе одной из моделей Volvo на улицах города Темп в штате Аризона, США. Машина сбила женщину насмерть. Тестирование автопилота проводилось при сниженной чувствительности к распознанным опасным объектам, чтобы избежать ложных срабатываний. Когда порог чувствительности снижался, система видела опасные объекты там, где их не было.
Tesla зафиксировала уже два дорожных инцидента со смертельным исходом — в 2016 и 2018 годах. Пострадали водители, ехавшие в автомобилях с включенным автопилотом и не контролировавшие управление на сложных участках.
Сложности узнавания
Кроме США мощным центром разработки ИИ стали государственные и частные структуры в Китае. Их продукты не только используются крупнейшими мировыми компаниями (Baidu, Tencent и т. п.), но и попадают в списки эпических фейлов.
Например, власти Китая активно используют системы распознавания лиц для борьбы с правонарушениями. В частности, они отслеживают пешеходов, переходящих дорогу не по правилам, и затем публикуют их имена и фото на специальных «позорных» табло, предупреждая о последствиях. В число нарушителей по ошибке попала топ-менеджер из списка 100 самых влиятельных женщин по версии Forbes Дун Минчжу. Причиной инцидента стало ее изображение на автобусе в рекламном постере ее компании Gree Electric Appliances. Лично на перекрестке она не присутствовала.
В 2016 году гражданину азиатского происхождения Ричарду Ли робот отказал в приеме документов на получение паспорта Новой Зеландии, сделав вывод, что на фотографии его глаза закрыты.
Завышенные ожидания
Даже такому гиганту, как IBM, непросто обуздать технологию искусственного интеллекта. Несколько лет компания изучает вопросы применения ИИ для поддержки принятий врачебных решений. Один из фокусов исследований — лечение онкологических заболеваний. После массированной рекламной кампании пользователями услуг суперкомпьютера Watson стали исследовательские лаборатории и медицинские центры по всему миру. Через три года после старта продаж, летом 2018 года, медицинское издание STAT выяснило, что суперкомпьютер не соответствует завышенным ожиданиям. Журналисты смогли получить доступ к внутренним отчетам компании IBM: Watson зачастую давал ошибочные, а иногда опасные для жизни рекомендации по выбору метода лечения. Эксперты IBM предполагают, говорится в том же исследовании STAT, что некоторые ошибки суперкомпьютера обусловлены методикой его обучения. В частности, при обучении были использованы не реальные клинические случаи, а «синтетические» модели.
Системы ИИ необходимо правильно развивать и совершенствовать. На это может уйти время и ресурсы, и следует быть готовым к временным неудачам.
Боязнь сцены
Роботизированные устройства с искусственным интеллектом стали обязательными гостями технологических форумов. Но нередко они портят впечатление от мероприятия. Робот для управления умным домом Cloi от компании LG провалил миссию на выставке CES 2018, где должен был продемонстрировать, как искусственный интеллект сможет улучшить использование приборов на кухне. В ходе презентации Cloi не смог ответить на три команды директора по маркетингу LG, создав неловкую тишину в зале.
В 2017 году робот Mitra не смог внятно поприветствовать советника Белого дома Иванку Трамп и премьер-министра Индии Нарендру Моди на открытии Global Entrepreneurship Summit. Они нажали кнопки со своими флагами одновременно, а не по очереди, и робот запнулся на полуслове.
Принадлежащая SoftBank компания Boston Dynamics выпустила гуманоидного робота Atlas, который может заниматься паркуром, перемещать предметы и многое другое. Андроид продемонстрировал свои возможности на Congress of Future Scientists and Technologists, но, уходя со сцены, неловко споткнулся о занавес и упал.
Польза или проблемы
Согласно исследованию компании Accenture, посвященному влиянию ИИ, в 12 странах с развитой экономикой эта технология может удвоить годовые темпы экономического роста к 2035 году. Рост произойдет за счет изменения характера работы и создания новых отношений между человеком и машиной. Эксперты также ожидают, что влияние технологии на бизнес повысит производительность труда на 40% и позволит людям более эффективно использовать свое время.
Около 20 стран уже запустили государственные программы поддержки развития и внедрения технологии искусственного интеллекта. Эксперты сравнивают будущее революционное влияние технологии на экономику с эффектом от внедрения электричества. В противовес им другая часть экспертов считает, что развитие технологии достигло локального пика и перешло в фазу стагнации. Скептики опасаются возможных последствий, от массовых увольнений ставших ненужными сотрудников до потери контроля над машинами.
Вероятно, нужно запастись терпением и не ждать моментальной отдачи без усилий, понимая, что технология еще не достигла зрелости. Есть несколько разновидностей проблем, которые необходимо последовательно решать.