К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как дополнить реальность: перспективы нового гаджета от Microsoft

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сравнение свежей модели HoloLens 2, представленной на MWC-2019, с предыдущим шлемом смешанной реальности Microsoft и его конкурентом от Magic Leap

Microsoft 24 февраля на конгрессе MWC в Барселоне наконец анонсировала шлем смешанной реальности Microsoft HoloLens 2. Анонс устройства ожидался еще в прошлом ноябре, однако по ряду причин был перенесен на 2019 год. Стоило ли того ожидание?

Microsoft
Microsoft

Голограммы (как называет Microsoft изображения в смешанной реальности) позволяют дополнить пространство вокруг нас трехмерными проекциями, которые могут органично вписываться в наше окружение и взаимодействовать с ним, стирая грань между виртуальными и физическими объектами. Это ключевое отличие смешанной реальности (MR, Mixed Reality) от виртуальной реальности (VR, Virtual Reality), которая полностью подменяет окружение пользователя на виртуальный мир.

Первые слухи про анонс новой версии HoloLens появились в сети, когда стало известно о том, что Алекс Кипман, официально носящий в Microsoft труднопереводимый статус Technical Fellow и создавший такие известные продукты, как Kinect и HoloLens, посетит MWC. Чуть позднее он опубликовал в своем твиттере видеотизер с основным визуальным рядом, где угадывались отсылки к новым микроэлектронным компонентам. В связи с абстрактностью видеоролика интригу в некоторой степени удалось сохранить до самого анонса, так как ряд экспертов рынка ожидали анонса складного смартфона от Microsoft — Project Andromeda.

 

История

Первая версия Microsoft HoloLens была непублично анонсирована в 2014 году и официально запущена в январе 2015 года. На тот момент устройство существенно опережало свое время, несмотря на лимитированный набор сценариев, множество технических ограничений и сырость программного обеспечения. На сегодня, спустя почти пять лет, устройство до сих пор занимает среди гарнитур смешанной реальности лидирующую позицию, деля ее с Magic Leap.

Некоторое время назад СМИ сообщили, что вторая версия HoloLens так и не увидела свет, но на общие позиции Microsoft это не повлияло — реализовано более 50000 гарнитур HoloLens в двух редакциях: Developer Edition и Enterprise Edition, для разработчиков и корпоративного использования, соответственно. Технически редакции ничем не отличаются, но корпоративная версия сопровождается программой гарантийного обслуживания и специализированным программным обеспечением для управления парком устройств.

 

Целевая аудитория и ценообразование

В связи с технологической сложностью устройства и высокой стоимостью проектов первой целевой аудиторией HoloLens стали крупнейшие мировые корпорации и энтузиасты смешанной реальности. Если корпорации обладали достаточными бюджетами на инновации для реализации пилотных проектов под свои потребности, то энтузиасты должны были путем экспериментов найти новые ниши и сценарии для применения HoloLens, в том числе на массовом рынке.

Microsoft
Microsoft

Цены в $3000 и $5000 за Developer Edition и Enterprise Edition отсеивали обычных любителей гаджетов. Высокая цена и отсутствие контента сильно ограничивают сценарии использования, поэтому корпоративный рынок закрепился для Microsoft в качестве основного.

Обновленный HoloLens 2 продолжает фокусироваться на корпоративном рынке, а его цена составит $3500 за устройство. Пока нет достоверной информации о том, когда разработчики и энтузиасты смогут заказать устройство в Microsoft Store, однако упрощенные заявки на предзаказы уже принимаются на официальном сайте.

 

Технологические особенности

Новый HoloLens претерпел существенные технические изменения. Так, если в первой редакции вычислительная платформа была построена на базе чипов Intel базовой архитектуры x86, то теперь на смену ей пришла платформа ARM, которая обычно используется в смартфонах. Устройство в среднем стало легче, производительность возросла за счет перехода на новую технологическую платформу.

Также эффективное поле зрение (FoV, Field of View) выросло более чем в два раза. Пожалуй, изменение FoV стало самым большим технологическим прорывом, так как до сих пор именно этот параметр послужил поводом для критики первой редакции HoloLens. Помимо этого, разрешение проекционных экранов существенно выросло и, по заявлению Microsoft, является одним из самых высоких на рынке.

Основная вычислительная нагрузка ложится на новый чип HPU 2.0 (Holographic Processing Unit), который отвечает за аппаратное ускорение алгоритмов машинного обучения, в частности, компьютерного зрения для распознавания поверхностей и предметов в поле зрения пользователя. По сравнению с предыдущей версией HoloLens 2 может не только видеть, но и различать различные объекты и элементы интерьера, облегчая взаимодействие между физическими и виртуальными элементами окружения.

Устройство получило систему трекинга глаз, которая позволяет отслеживать, на чем фокусируется пользователь, и более эффективно работать с виртуальным окружением, подстраивая разрешение картинки в соответствии с расположением объекта в фокусе. Для этой задачи используются камеры, совместимые с Windows Hello и поддержкой технологии Iris.

Фронтальная часть устройства может откидываться вверх, по аналогии с шлемами смешанной реальности (MR) на платформе Windows Holographic. Это сделано, чтобы пользователи могли возвращаться к повседневным делам, не снимая шлема с головы. Срок работы от батареи, как и в предыдущей версии, составляет около трех часов.

 

Так как популярные применения устройств смешанной реальности — строительство, производство и машиностроение, Microsoft дала партнерам возможность кастомизации устройства под их нужды. Например, компания Trimble анонсировала модификацию HoloLens 2 под брендом XR10: MR-шлем интегрирован со строительной каской и прошел все необходимые сертификации для работы на опасных объектах.

Программное обеспечение

Как и ранее, Microsoft продолжает развивать операционную среду Windows Holographic, работающую поверх Windows 10 и поддерживающую не только HoloLens, но и шлемы виртуальной реальности от партнеров Microsoft: HP, Lenovo, Dell, Acer, Samsung и других.

Основное преимущество платформы — возможность создавать универсальные голографические приложения, совместимые со всеми типами устройств в экосистеме и позволяющие пользователям HoloLens и, к примеру, ПК на Windows 10 со шлемом Samsung совместно работать над какими-либо проектами.

 
Microsoft
Microsoft

Из ключевых нововведений в ПО обновленного устройства стоит отметить существенно более качественный трекинг рук и жестов, с помощью которых можно будет органично взаимодействовать с трехмерными объектами. На это жаловались многие пользователи первой редакции HoloLens, ссылаясь на качество отслеживания движений рук, например, у шлема Meta 2.

Фирменное облако Azure позволило создать сервисы Azure Spatial Anchors (создание многопользовательских сценариев для разных типов устройств) и Azure Remote Rendering (для потокового вывода видео на HoloLens 2 с возможностью применения для сцен, с рендерингом которых шлем Microsoft не справится самостоятельно). Обе эти технологии станут ключевыми в будущей борьбе за лидерство в индустрии смешанной реальности, так как Google и Facebook активно развивают эти направления в своих продуктовых линейках.

Mozilla анонсировала браузер Firefox Reality, призванный стать основным инструментом для работы с Web в смешанной реальности. Партнерство со Spatial позволит создавать интерактивные комнаты и наполнять их трехмерными объектами напрямую из поиска Bing. Даже Тим Суитни, жестко критиковавший экосистемы Microsoft, участвовал в анонсе HoloLens 2 и обещал поддержку шлема движком Unreal Engine (используется при создании игр).

Основные конкуренты

Наиболее близким технологически к HoloLens v2 можно считать Magic Leap One, запущенный в 2018 году и являющийся самым современным устройством на рынке. По сравнению с первой версией HoloLens Magic Leap One обладает несколько большим углом обзора, другой компоновкой и составом микроэлектроники (например, он имеет выносной вычислительный блок).

 

Весьма интересное технологическое решение Magic Leap One — «эффект плавательных очков», с жестким физическим ограничением поля зрения. Пользователь сразу привыкает к ограничению и потом не обращает на него внимания. Во второй версии HoloLens Microsoft решила не идти этим путем и использовать визор классической компоновки.

Сравнивать технические характеристики напрямую достаточно сложно, так как многое зависит от эффективности их использования и программной части. Однако можно отследить основной тренд — переход на архитектуру ARM для снижения энергопотребления, а также увеличение критически важного параметра — FoV (поля зрения).

Перспективы рынка в ближайшие годы

Рынок смешанной реальности определенно развивается, а в Microsoft не разучились удивлять. Но распространение MR-устройств невозможно без долгосрочных инвестиций в экосистему смешанной реальности. Отметим, что Microsoft обещает выпустить HoloLens 3 в течение следующих двух лет. Целевой аудиторией устройства следующего поколения наконец-то станет массовый потребительский сегмент. Можно надеяться, что это станет переломным моментом, когда смешанная реальность придет в каждый дом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+