Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России
В конце 2018 года автоконцерн Ford решил вступить в битву на новом для себя рынке — аренде электросамокатов. Это очень новая сфера, и борьба за первенство еще впереди. Ford сначала пытался сделать собственный проект, а потом просто купил стартап Spin (до $100 млн, по данным СМИ), чтобы максимально быстро выйти на рынок. Кстати, на ней неплохо заработал фонд Дмитрия Гришина: Grishin robotics инвестировал в Spin в 2017 году.
Если бы эта ситуация произошла в России, то это подняло бы привлекательность и предпринимательства, и инвестирования, а корпорация быстро получила бы доступ к новым технологиям. К сожалению, пока подобная ситуация в РФ маловероятна. Наши корпорации из реального сектора не любят покупать стартапы, отчего страдают и сами корпорации, и предприниматели, и инвесторы. Правда, ситуация начала меняться, и это один из главных трендов прошедшего и нынешнего года.
Можно долго рассуждать о перспективных отраслях для инвестиций, вроде искусственного интеллекта или VR, но в 2018 году в России сформировались два тренда, которые способны в нынешнем году заметно изменить саму венчурную отрасль. Начали формироваться корпоративные акселераторы и появились государственно-частные предприятия в сфере IT. Они помогают расти высокотехнологичными компаниями, а те, в свою очередь, — возникать российским сервисам, которые учитывают особенности русского языка, климата и прочие незаметные, но важные элементы национальной специфики.
Свои фабрики стартапов
В октябре 2019 года на конференции Corporate Innovation Day директор по управлению проектами Управления цифровой трансформации банка ВТБ Наталия Дегтярева рассказывала, как она с коллегами запускала корпоративный акселератор в банке. Было непросто. Помимо того, что пришлось ногами ходить по всем подразделением и пытаться увлечь новым проектом, еще нужно было перебороть убеждение, что это просто пиар-проект. За несколько месяцев группу по работе со стартапами в ВТБ удалось увеличить с 4-5 до 50 человек.
В корпоративном акселераторе организация развивает собственные или сторонние проекты, которые могут оптимизировать бизнес-процессы или создать технологии, необходимые компании.
Запускать собственные акселераторы сложно, сотрудники не всегда стремятся изменить сложившееся положение дел. Но в 2018-м корпоративные акселераторы стали настоящим хитом. Если смотреть на публичные данные, то только в прошлом году было запущено около 20 корпоративных акселераторов. Более того, на рынке уже не осталось компаний без полноценных директоров по инновациями и цифровизации, работающих с воронкой стартапов в постоянном режиме.
Радует, что собственные акселераторы открывают не только компании, напрямую связанные с технологичным бизнесом, вроде операторов связи. Особо заметными игроками стали компании из ретейла, от банковского до продовольственного. В этом году к их числу присоединились и промышленники: «Камаз» и Кировский завод. А это означает, что даже в такой консервативной отрасли нашлись акционеры и топ-менеджеры, которые видят влияние внешних и внутренних инноваций на свои процессы и на поиск новых точек роста.
Как только корпорации распробуют работу со стартапами, то у основателей и инвесторов появятся понятные стратегии выхода. По данным Pitchbook с 2016 по 2018 год, медианная стоимость покупок российских технологических компаний, профинансированных венчурными инвесторами, составила €9,07 млн, что при среднем курсе евро 73,91 рубля/€ составляет 670 млн рублей.
Правда, проблемы пока остаются. Недостаточно запустить акселератор, нужно изменить и внутренние процедуры. Внутренние бизнес-процессы по работе со стартапами большинства компаний пока не отличаются от процедуры закупки бумаги для офиса, а требования к стартапам такие же, как и к крупным подрядчикам. Но здесь решающую роль играет именно скорость. В попытке преодолеть этот разрыв руководители по инновациям продолжают «вручную» запускать пилоты, обивая пороги служб безопасности и бухгалтерии.
Регионы помогут
Еще один тренд появился благодаря новому закону о государственно-частном партнерстве и концессиях в IT. До 2018 года госведомства, если хотели создать новую IT-систему, действовали через госзаказ: объявляли конкурс, выбирали подрядчика, тот выполнял заказ, отчитывался и забывал о нем. Теперь подрядчик может монетизировать IT-систему, которую создал. Более того, существует возможность самим предлагать идею сервиса, который был бы полезен государству, что может быть неплохой возможностью для стартапа.
Сейчас в России около 300 федеральных информационных систем, средняя стоимость обслуживания в год одной составляет примерно 20 млн рублей. Даже если пятая часть этих систем будет отдана и принята в обслуживание и эксплуатацию на основе ГЧП, то экономия только федерального бюджета составит больше 1 млрд рублей в год. Если говорить о регионах, информационных систем в них значительно больше — более тысячи. Такой рынок — огромный потенциал для роста IT-предпринимательства и сокращения госрасходов, особенно в регионах.
В последнее время не только Москва, но и другие регионы начали активно интересоваться стартапами. Заметна работа администрации Новгородской области. Тюменская область стала одной из первых, запустивших программу инвестирования стартапов. Воронежская область и и Калининград активно отсматривают стартапы и в ближайшее время запустят несколько проектов.
Еще пять лет назад Минэкономразвития совместно с администрациями регионов создали 22 венчурных фонда в форме ЗПИФ (закрытый паевой инвестиционный фонд) общим объемом 8,9 млрд рублей. В 2019 году должно завершиться действие этих ЗПИФ, и регионы смогут переформатировать свои фонды, выбрав новые инвестиционные инструменты и новые стратегии. Например, венчурный фонд Самарской области по итогам 2018 года вошел в десятку самых активных посевных фондов, как утверждает исследование РВК.
Регионы мотивированы, чтобы работать со стартапами, — запуск нестандартных продуктов может качественно изменить собственную работу и повысить качество жизни граждан. Новый закон о ГЧП будет этому только способствовать. Во-первых, администрация регионов может не тратить собственный бюджет на проекты или тратить в меньшей степени. Для предпринимателей это лишний козырь в переговорах с госведомствами. Во-вторых, отработав технологию или сервис на одном регионе, их можно масштабировать и на другие.
Конечно, не стоит ждать быстрого появления сотен проектов, подобных Spin. За этот год рынок разберется с нововведениями, оценит преимущества, поймет недостатки и начнет работать по-новому. В любом случае это даст дополнительный толчок предпринимательству.