К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

IQ города: умные дома стали ближе к реальности

Фото NETFLIX
Фото NETFLIX
На московском рынке недвижимости предложение стабильно превышает спрос. В этой ситуации у застройщиков просто нет другого выбора, кроме как делать ставку на новые технологии умного дома

Российская инновационная экосистема в 2018 году ощутимо укрепилась. Мы стали свидетелями зарождения новых рынков беспилотного транспорта, биотехнологий, телемедицины, интеллектуальных энергосистем, технологий для умного города. Часть из них выстрелит только лет через 10-15, но некоторые начнут менять нашу жизнь уже сейчас.

В публичной повестке термин «умный дом» возник году в 2015, чуть позже стали появляться первые компании, которые взялись за разработку решений для застройщиков. Сегодня, по данным Discovery Research Group, 47% покупателей жилья в России интересуются этими технологиями, а 32% согласны за них доплачивать. И хотя доля квартир с умными технологиями в России все еще составляет меньше 2%, согласно исследованиям Forrester, к 2022 году она должна дойти до отметки 8,5%.

Такой прогноз подтверждается нынешней ситуацией на рынке недвижимости. В столице предложение все еще превышает спрос. Продавать бетонные коробки становится сложнее с каждым годом, и в этой конкурентной борьбе у застройщиков просто нет другого выбора, кроме как делать ставку на качество жилья.

 

Технологии есть. А что дальше?

Умный дом по сути превращает квартиру в живое пространство, которое заботится о своих обитателях. Многочисленные датчики контролируют комфортный уровень влажности, температуры, освещенности, обеспечивают безопасность; умные домофоны узнают своих хозяев, а голосовые помощники позволяют буквально разговаривать со своим жильем. Инновационные решения, облегчающие быт, выходят и за пределы квартир: дворы тоже умнеют, и скамейки с USB-портом, Wi-Fi-сети и постоматы для получения товаров постепенно вторгаются в царство маленьких детей и скучающих пенсионеров.

На рынке уже есть множество фрагментарных решений, собранных из различных компонентов. Например, цифровые домофонные решения BAS IP, True In, Qtech, системы видеонаблюдения ForPost, умные дома Rubetec, SAPFIR, мобильное приложение для управляющих компаний от «Домопульт», «Домконтроль», системы контроля доступа на территорию «Автомаршал», системы автоматического дистанционного сбора данных «Стриж», «Ресурс» и «Элдис».

 

В общем, выбирать и собирать есть из чего, но, как правило, некому. В этом, видимо, и состоит основная проблема. Технологии быстро находят применение тогда, когда приносят ощутимую пользу и сформулированы как бизнес-идея. Хорошие шансы на завоевание рынка у операторов связи. Их преимущество — комплексный подход к организации работы: каналы связи, специальное оборудование, достойный уровень сервиса. Застройщики, в свою очередь, даже соглашаясь с необходимостью внедрения умных технологий в жилые комплексы, часто теряются в этом многообразии разрозненных решений.

Для них проще всего остановиться на каких-то отдельных решениях, например, сделать только умное освещение или умный доступ на территорию. Более дорогой и опасный путь — разрабатывать собственные комплексные приложения. Но позволить себе это могут только крупные игроки, например, «Талан», создавший отдельное ИТ-подразделение T-one. Серьезный минус здесь в отсутствии конкуренции и, как следствие, ограниченности продукта: нет никаких гарантий, что, вложив несколько миллионов рублей в разработку, через год-два девелопер не останется на обочине из-за какого-нибудь молодого инновационного стартапа.

Еще один вариант — купить уже существующую компанию, которая будет разрабатывать свои технологии под нужды девелопера. С этой целью ПИК приобрел Rubetec. Однако тут те же риски: разработчиков сковывают рамками одного продукта, заточенного под одного девелопера. Довольно тупиковый путь без развития и масштабируемости.

 

Кажется намного более логичным в этой ситуации не заставлять девелоперов заниматься разработкой ПО, а отдать это ИТ-стартапам, которые смогут предлагать готовые актуальные решения. Для этого нужны платформы-агрегаторы со стандартизированным ПО, способные объединить всех участников рынка: девелоперов, управляющие компании, потребителей, бизнес, и вести клиента от покупки квартиры до стадии эксплуатации и обслуживания. А уже на их базе будут создаваться индивидуальные решения с различным инженерным содержанием.

Скорость принятия решений и скорость их реализации — основное конкурентное преимущество технологических компаний. На это сейчас направлена государственная поддержка, и это один из основных критериев Национальной технологической инициативы. Если мы говорим о рынке решений для умных домов, то успешные стартапы должны как горячие пирожки печь инновационные решения, а застройщики так же быстро внедрять их. Тогда начнется и адаптация умных домов в крупных масштабах. Причин для массового распространения достаточно: средства автоматики и микропроцессорной техники постоянно удешевляются, модульность системы умного дома делает ее гибкой, легко масштабируемой и доступной.

Сейчас происходит закрепление самых полезных идей и решений на законодательном уровне. В ноябре в программе цифровой экономики «умный город» вынесли в отдельный национальный проект: на ближайшие пять лет там заявлены довольно масштабные цели. При этом уже сегодня строительные нормы требуют внедрять инженерные системы, реагирующие на возгорание, а в апреле 2018 года вступил в силу приказ Минстроя России, который вводит обязательное выполнение требований энергетической эффективности для архитекторов, застройщиков, инженеров и проектировщиков. Но на самом деле цифровое государство должно начинаться не где-то сверху, а у нас дома. И у нас нет преград к этому.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+