Этот год в мире криптовалют ознаменован несколькими знаковыми событиями, некоторые из них без преувеличения можно назвать историческими. Все, кто держит руку на новостном пульсе, наверняка о них слышали. Но мало кто обращает внимание на беспрецедентное сочетание общеизвестных факторов с малоизвестным, но очень сильным «катализатором», о котором речь пойдет немного позднее. Для полноты картины давайте вспомним, какие главные новости волновали криптосообщество в уходящем году.
Первое, что запомнилось, — дерзкая по отношению к традиционным финансовым институтам инициатива Венесуэлы. И хотя эта мера была больше вынужденной, Боливарианская Республика первой выпустила национальную криптовалюту, по-новаторски привязав ее к нефти. Затем к этой обеспеченной углеводородным ликвидом крипте была привязана стоимость национальной платежной единицы — боливара. Последнему такая отчаянная поддержка была жизненно необходима. Венесуэльская валюта к этому времени уже была девальвирована на 95%. Но и этот смелый шаг не дал новой платежной единице, пафосно названной «суверенным боливаром», запас жизненной силы при рождении. Через короткое время после появления на свет ее стоимость обвалилась в 24 раза.
Плачевное состояние экономики Венесуэлы — не единственный негативный фактор, повлиявший на обвал национальной криптовалюты этой страны. К несчастью финансистов из правительства Мадуро, их безусловно прогрессивные начинания совпали по времени с очередным крахом главной криптовалюты мира — биткоина. Жесткая посадка «короля» виртуальных денег предсказуемо предрешила еще более стремительное падение стоимости альткоинов, в компанию к которым стремился попасть суверенный боливар.
Уныние воцарилось во всем мире криптовалют, в том числе в подземной его части — шахтах майнеров. Ведь чем дешевле стоимость биткоина, тем менее выгодно его майнить (добывать). Дошло до того, что затраты на процесс превысили выгоду от него.
Участники крипторынка приняли для себя катастрофичность падения биткоина. Но катаклизмы, которые нас не убили, всегда приводят к появлению на порядок более высокой степени жизнестойкости. Из всевозможных факторов, способных определить судьбу рынка криптовалют в ближайшее время, можно выделить три важнейших.
1. Страх упущенных возможностей
Так уже случалось в прошлом. После предыдущего краха всего за 4 года биткоин вырос до рекордных $19 700. Есть основания полагать, что такой сценарий может повториться и сейчас. Более того, эта перспектива начала явственно выкристаллизовываться под действием мощного катализатора — синдрома FOMO, т. е. страха упущенных возможностей. О его усилении с присущей многим мастодонтам крипторынка недосказанностью упомянул основатель банка Galaxy Digital Майк Новограц. Поставив во главу угла этот типичный спекулятивный аффект, он предсказал увеличение стоимости основных криптовалют на 30% в первых месяцах 2019 года. Назойливый голос, порожденный этим психологическим фактором, все громче звучит в головах у инвесторов в том числе и из-за множества подобных высказываний других ведущих аналитиков.
2. Превратности геополитики
Дрожь пальцев на кнопке «buy» у активных участников рынка усиливается также от новостей о набирающем обороты огосударствлении блокчейна. Венесуэльская El Petro была лишь первой ласточкой, или, если угодно, первым блином. О намерении выпустить свою национальную криптовалюту уже заявили Швеция, Иран, Таиланд и ряд других стран с на порядок более развитой экономикой, чем Венесуэла. Россия тоже не отстает от тренда. Так, Владимир Путин серьезно обеспокоен отсутствием в РФ платформ с использованием блокчейна и даже заявил о планах выпустить собственную криптовалюту.
Все это, возможно, так и осталось бы модными разговорами, если бы не последние события, прямо угрожающие экономическим интересам России и Евросоюза. Немецкий Uniper, один из крупнейших инвесторов «Северного потока — 2», может покинуть проект из-за американских санкций. Концерну грозят исключением из торговых операций с использованием доллара США в качестве платежного средства. Заявление позже опровергли, однако на этом фоне предложение Германии о создании всеевропейского SWIFT (система обмена банковской информацией) прозвучало весьма громко и убедительно.
В связи с этим совершенно логичной кажется репликация уже имеющихся технологии в РФ: минуя тот же «небезопасный» западный SWIFT, сделать скачок на ступень выше — сразу к блокчейну. Это и послужит колоссальным толчком для эмиссии национальных и даже наднациональных виртуальных денег. Безусловно, сам принцип выпуска такой криптовалюты будет отличаться от того же биткоина — контроль над ней будет за государственными или надгосударственными институтами. Однако верификация транзакций будет все равно децентрализована. Таким образом, ситуация в мире может измениться кардинально, и печальная история с венесуэльской криптовалютой повторится с точностью до наоборот, но теперь со знаком «плюс».
3. Новые действующие лица
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, — токенизация. Дело в том, что тенденция развития рынка криптовалют стремится к деунификации. Так, Starbucks будет участвовать в проекте платформы, на которой пользователи смогут конвертировать биткоины в фиатные валюты; в проекте также участвуют такие гиганты, как Microsoft и Boston Consulting group. А компания Kodak работает над своими токенами, с помощью которых будут оплачиваться продукты компании. По такому пути пойдут многие поставщики услуг, а затем и товаров. Соответственно, чем больше востребован продукт, тем ценнее токен, за который его можно купить.
И это еще не все. Громкое «не дождетесь» могильщикам крипторынка могут прокричать социальные сети. Так, Telegram на двух закрытых (!) этапах ICO совокупно привлек $1,7 млрд. Но рынок замер в ожидании монструозного потенциального игрока — социальной сети номер 1 с ее 2 миллиардами уникальных пользователей. Что будет в случае реализации такого сценария, не берутся предсказать даже самые смелые аналитики. Ясно одно — в cлучае этого шага мир уже никогда не будет прежним.
Таким образом, очевидно: рынок криптовалют весьма далек от тотальной ликвидации. Напротив, события последних даже не лет и месяцев, а дней говорят нам об очень скором и сильном изменении сложившейся ситуации в хорошую сторону. И если ситуации в криптовалютном мире могут развиваться по разнонаправленным сценариям, но все же укладывающимся в принцип волатильности, то кардинальные изменения мировых экономических отношений практически стали неизбежной реальностью. А какими именно они будут и какое место займут среди них блокчейн-технологии, мы все узнаем очень скоро.