Верховный суд России зарегистрировал 35 кассационных жалоб от пользователей Telegram на отказ Мещанского районного суда и Мосгорсуда в принятии иска к ФСБ. Об этом написал в своем Telegram-канале адвокат Павел Чиков, руководитель правозащитной организации «Агора», которая представляет интересы мессенджера.
«В марте этого года пользователи мессенджера обратились с административными исками к ФСБ, возражая против требования предоставить ключи шифрования переписки. Мещанский суд отказал в принятии коллективного иска, сославшись на то, что этот вопрос никак не затрагивает права и законные интересы истцов», — написал он. После отказа районного суда жалобы поступили в Мосгорсуд, который их тоже отклонил.
Теперь пользователи обратились в Верховный суд. Их интересы представляет адвокат Саркис Дарбинян, директор Центра цифровых прав.
До этого две жалобы на сам факт блокировки мессенджера — от журналистов Олега Кашина и Александра Плющева — поступили в Европейский суд по правам человека. Еще две жалобы — от самого мессенджера — в ЕСПЧ оспаривают штраф в 800 000 рублей, который присудили мессенджеру прошлой осенью за отказ передать ФСБ ключи шифрования.
«В ближайшие два месяца туда же уйдет два-три десятка жалоб рядовых пользователей Telegram», — сказал Павел Чиков Forbes.
Скорее всего этим число жалоб не ограничится. 6 ноября были приняты правила регистрации в мессенджерах, предполагающие регистрацию через абонентский номер сотовых операторов. При официальной регистрации абонент и оператор заключают договор, в котором указываются паспортные данные пользователя. Если каждый пользователь мессенджера через оператора будет идентифицироваться по паспортным данным, спецслужбы смогут запрашивать эти данные. В то же время «пакет Яровой» обеспечит доступ спецслужб к самой переписке. То есть, применив этот комплекс законов, власти обоснованно смогут получить доступ к конфиденциальным данным, что, впрочем, нарушает вторую часть 23-й статьи Конституции РФ, гарантирующей право на тайну переписки.
Более того, Telegram и Павел Дуров демонстративно отказались сотрудничать с российскими правоохранительными органами, но согласились с европейскими: по закону GDPR от 25 мая 2018 года, если Telegram получит судебный приказ, подтверждающий, что вы подозреваетесь в терроризме, мессенджер может выдать ваши данные властям страны ЕС. Это прописано в обновленной 14 августа политике конфиденциальности. Свой принципиальный отказ Дуров объяснил тем, что в России от Telegram требуют не номер и IP-адрес террористов по решению суда (как в Европе), а «доступ к сообщениям, причем всех пользователей». И — главное — тем, что поскольку Telegram в России находится вне закона, «какие-либо обращения от российских служб Telegram не рассматривает, и политика конфиденциальности не касается ситуации в России».
Если ЕСПЧ признает, что ВС РФ нарушал права человека, дело вернется на рассмотрение в сам Верховный суд. Адвокаты «Агоры» полагают, что этот орган может повторно закрыть дело с такой же формулировкой, как это было в случае с обвинительным приговором, вынесенным Ленинским районным судом Алексею Навальному по делу «Кировлеса» в феврале 2017 года. Теперь, после повторного рассмотрения повторного решения российского суда, ЕСПЧ признал, что государство при вынесении решения нарушило 18-ю статью Европейской конвенции по правам человека — «пределы использования ограничений в отношении прав».