К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Технологии для города

Технологии для города
21 ноября стартовал Международный фестиваль о науке и технологиях «Политех360». Он проходит в Москве уже в восьмой раз и продлится до 2 декабря. Генеральным партнером фестиваля в этом году стал один из крупнейших в мире производителей железнодорожной техники и городского рельсового транспорта — АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). В совместном спецпроекте Forbes мы обсуждаем, как изменился облик города с развитием инновационных технологий на городском транспорте

Задача фестиваля «Политех360» — популяризация науки посредством документальных фильмов, рассказывающих широкой аудитории о технологиях на доступном языке. Программа этого года состоит из нашумевших мировых премьер документального кино, которые будут впервые представлены в России в рамках конкурсной программы фестиваля, программы технооптимизм/технопессимизм и специальных показов.

Все фильмы программы будут поддержаны лекциями и дискуссиями: о космической миссии на Плутон, биоарте, пути подростков к успеху, будущем транспорта в Москве и о многом другом. Впервые в этом году фестиваль организует VR-зону для просмотра фильмов в очках виртуальной реальности. Среди проектов сериал «Сферы» (Spheres) режиссера Даррена Аронофски, автора кинокартин «Фонтан», «Реквием по мечте», «Черный лебедь».

Важной частью фестиваля станет лекция с участием лучших московских специалистов в сфере транспорта. Дискуссия под названием «Будущее городского транспорта. Между метро, автомобилем и такси: как изменится движение города через 20 лет?» состоится 29 ноября в «Электротеатре». Начало в 20:00.

 

Будущее городского транспорта

Технологии меняют облик мегаполисов. Особенно активно они применяются в последнее время для решения вопросов в сфере городского и пригородного транспорта. Например, рельсовый пассажирский транспорт — пригородные и городские поезда, метро, трамваи — пользуется все большей популярностью у населения.

Во-первых, он становится более продуманным и комфортным для пассажиров. Во-вторых, на рельсовом транспорте можно с точностью до нескольких минут рассчитать свою дорогу и планировать график, чего нельзя добиться, используя личный автомобиль. В-третьих, это, конечно, самый безопасный вид транспорта.

 

Но технологии продолжают развиваться. Поговорим о том, как изменится путь от дома до работы в ближайшие 20 лет, каким видится будущее транспорта, дорог и пассажиров в России, а также какие технологические новшества уже применяются в отечественном пассажирском рельсовом транспорте.

Андрей Васильев, коммерческий директор по развитию городского транспорта, и Александр Лошманов, коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта ТМХ:

Андрей Васильев

 

Расскажите, пожалуйста, о ключевых современных тенденциях и направлениях развития городского рельсового транспорта.

Андрей Васильев: Ключевой тренд в развитии технологий городского рельсового транспорта — это бесшовность и интермодальность перевозочной услуги с фокусом на удобство для пассажира. Примеры — это поезда «Иволга» и МЦД, поезда метро «Москва» и Московский метрополитен. При этом важный момент: ТМХ не просто решает задачу разработки «железа», мы помогаем сделать инфраструктуру города максимально удобной для пассажира.

Александр Лошманов: Основным шагом к мультимодальности и беспрецедентной экономии времени в пути по Москве и из ближайшего Подмосковья будет введение новых диаметральных направлений сквозь всю столицу. Проект Московских центральных диаметров интегрируется в существующую в столице бесшовную технологию перевозки пассажиров городским транспортом, добавляя в нее радиальные направления железной дороги. Внутри этой бесшовности всё: и электробусы, и электропоезда, которые постепенно превращаются в аналог наземного метро, и классический метрополитен.

Причем уровень комфорта на всех этих видах транспорта должен быть одинаково высок. Поэтому специально для проекта МЦД мы создали новейшие поезда «Иволга», которые соответствуют запросам современных пассажиров.

Новый городской поезд «Иволга» создан специально для маршрутов МЦД. Выход на линии запланирован в 2019 году.

 

Андрей Васильев: Мы решаем вопрос, как сделать перевозку для пассажиров еще более комфортной, построить навигацию внутри поездов, чтобы пассажир смог добираться из точки А в точку Б, получая удовольствие от поездки. Для этого у нас и в электропоездах, и в вагонах метро есть множество технологических новшеств. Все уже начинают привыкать к поездам со сквозным проходом.

Сейчас мы работаем над информационными сервисами, которые смогут сообщить пассажирам, какие вагоны заполнены, а какие свободны. В вагонах метро уже можно зарядить смартфон, скоро это можно будет сделать и с помощью беспроводных зарядок.

Технологии, применяемые в московском транспорте, могут успешно тиражироваться и в других городах. Москва, кстати, один из лидеров мира по развитию сети городского рельсового транспорта. Да и пассажиропоток у нас запредельный.

Оптимизация пассажиропотока — очень удобный сервис для горожан. Когда же будет внедрена технология, которая поможет нам найти свободный вагон?

 

Андрей Васильев: Если мы говорим про Московский метрополитен, то это может появиться уже в ближайшем будущем. Наши датчики уже способны оценить количество пассажиров в каждом вагоне с дискретностью 15-20%, а в будущем мы планируем устанавливать датчики, которые будут еще точнее. Эту информацию можно будет выдавать пассажирам на станциях, на экранах в поездах, а можно и через приложение в смартфоне.

Какие технические новинки вы уже используете в своих поездах и какие новшества ждут пассажиров в будущем?

Андрей Васильев: Мы следим за всеми трендами, которые существуют в сфере общественного транспорта. Многие из них мы внедряем в свой подвижной состав, зачастую являемся и законодателями моды. ТМХ входит в десятку лучших производителей подвижного состава в мире и занимает четвертое место среди мировых производителей подвижного состава для метрополитенов.

Приведу несколько примеров того, какие технологии можно ожидать в будущем. Во-первых, это все, что касается света (Ambient Lightning, окружающее освещение. — Forbes). Свет должен создавать приятную атмосферу внутри поезда. С утра нам всем хочется проснуться, вечером нам нужно успокоиться после напряженного трудового дня. Поэтому утром в новых вагонах свет яркий и холодный, а вечером — приглушенный и теплый. Во-вторых, материалы, которые и тактильно, и визуально будут приятны и комфортны для пассажиров.

 

Сегодня один из самых актуальных трендов — бионический дизайн, то есть единение технологического прогресса и природной эстетики. Немало внимания уделяется и здоровью пассажиров. Все материалы, которые используются в наших поездах, обязательно проходят тщательный медицинский контроль.

В современных вагонах в системе воздухораспределения установлены ультрафиолетовые обеззараживающие лампы, которые убивают большинство микробов. В таком поезде вы дышите более чистым воздухом, чем на улице.

Инновации не всегда заметны пассажирам. Есть огромное количество внутренних технических решений. В частности, мы постоянно работаем над системой амортизации подвижного состава. Почти все поезда ТМХ оснащены пневмоподвешиванием, которое автоматически регулирует высоту пола, чтобы независимо от наполненности вагона уровень платформы и уровень пола вагона совпадали. Это особенно важно для маломобильных пассажиров.

Александр Лошманов

 

Александр Лошманов: Еще совсем недавно поезд имел прежде всего урбанистический вид, нужно было просто закрыть стены и сделать мягкие сиденья. Но сегодня жизнь диктует подход к вопросам интерьера и экстерьера с точки зрения дизайнерских решений, выбора цветов, материалов, освещения.

Мы ищем применение для всего, чем обогатила цивилизацию четвертая промышленная революция. Это и Big Data (большие данные. — Forbes), и интернет вещей (Internet of Things. — Forbes), и работа с цифровой информацией. Поезд генерирует огромное количество данных как о своем техническом состоянии, так и об окружающей среде. Эту информацию можно анализировать, делать с ее помощью выводы, использовать при работе с техническими параметрами (например, предсказывать неполадки, тем самым повышая безопасность), или с пассажирскими сервисами (получать информацию о необходимости усилить вентиляцию).

Метропоезда ТМХ оборудованы мониторами. Мы показываем пассажирам большое количество информации, и полезной, и развлекательной. В будущем дополнительными мониторами смогут служить окна вагонов.

Еще одна из наших целей состоит в том, чтобы вся информация была систематизирована. Чтобы человек зашел в метро или на МЦД, его лицо считала камера, и ему не нужно было бы даже доставать билет. Определив привычные рейсы для пассажира, система предложит оптимальные маршруты и варианты оплаты. Это, конечно, скорее футуристические сценарии.

 

Но все, что делает ТМХ, направлено на улучшение качества жизни людей в городе. Ведь городской рельсовый транспорт — это один из ключевых элементов транспортной системы Москвы, и его значение в этой системе будет только расти.

Получится такой френдли-поезд

Андрей Васильев: Будущее за общественным транспортом, и наша основная задача — создать такие условия в поезде, чтобы он был «френдли» для максимального количества пассажиров.

Новый поезд «Иволга» создавался с учетом требований пассажиров. В «Иволге» предусмотрены места для велосипедов, розетки USB, информационные экраны, адаптивное освещение Ambient Lightening и система информирования пассажиров о загруженности вагонов.

Что вы думаете о поездах-беспилотниках?

 

Александр Лошманов: На самом деле поезда метро сегодня следуют по маршрутам уже практически самостоятельно. Роль машиниста все больше становится контролирующей.

Андрей Васильев: У нас, производителей подвижного состава, нет ни малейшего сомнения, что за беспилотным транспортом будущее. Причем оно совсем близко. Мы уверены, что уже скоро в российских городах появится беспилотный транспорт. В метро и на МЦК (Московское центральное кольцо) они, вероятно, появятся быстрее всего, потому что это замкнутые, компактные системы, где технически проще избежать внешнего вмешательства в график движения.

Может ли внедрение цифровых технологий на рельсовом транспорте повысить эффективность работы перевозчиков?

Андрей Васильев: Мы над этим постоянно работаем. Развитие науки и техники идет такими темпами, что приходится постоянно учиться. Это влияет не только на инженеров, но и на технику, которую мы выпускаем, и на обслуживающий персонал. Это явление стало одним из двигателей развития контрактов жизненного цикла.

 

Сегодня мы продаем любой подвижной состав не как единицу состава с гарантийным сроком, а вместе с контрактом жизненного цикла. Если говорить проще, то мы каждое утро предоставляем оговоренное количество поездов нашему заказчику — метрополитену — и каждую ночь забираем их обратно на обслуживание и ремонт.

На наших плечах лежит забота о том, чтобы обучать персонал, и мы начинаем это делать еще на этапе проектирования подвижного состава, когда выбираем те или иные системы. Контракты жизненного цикла скорректировали наше представление о проектировании. Зачастую мы видим смысл вложить больше денег в какой-то элемент или агрегат, но потом не менять его в течение всего срока службы.

Такой подход привел к тому, что в конечном итоге и ТМХ, и перевозчик, а в итоге и наши пассажиры тратят меньше денег.

Александр Лошманов: На сегодняшний день наш персонал работает с подвижным составом на всем жизненном цикле. Это касается и метро, и нашей «Иволги». А предиктивный анализ позволяет прогнозировать износ отдельных элементов и деталей поездов. Таким образом новые цифровые технологии позволяют и экономить, и избежать сбоев.

 

Новый поезд «Москва 2019» выйдет на линии метро уже в следующем году.

Кто, по-вашему, выиграет борьбу между личным и общественным транспортом? Как изменится дорога между домом и работой в ближайшие 20 лет?

Андрей Васильев: Если сравнить личный транспорт с общественным, то первый во многом проигрывает. Согласно исследованиям, собственным автомобилем люди пользуются 4% времени. Сервисы такси дают 15-20% использования. При этом личный транспорт занимает место на дороге, требует обслуживания, внимания, заправки, парковок. В идеале город будущего — это пространство, в котором по поверхности можно будет только гулять, а весь транспорт окажется или под землей, или в пределах изолированных инфраструктурных комплексов. Современные технологии позволяют это сделать.

Будущее заключается в том, что при необходимости переместиться из одной точки в другую у людей будет возникать мысль использовать только общественный транспорт. Конечно, это диктует совершенно особые требования к городскому подвижному составу. Транспорт должен стать более индивидуальным, в нем должна появиться возможность уединяться. Это не завтрашний день, но я говорю о том, как и в каком направлении развиваются общественные средства передвижения. В идеальном городе мы видим много зелени, гуляющих людей, а перемещаются они под землей, на современном скоростном транспорте. А там дойдем и до телепортации… (Смеется.)

 

В этом году ТМХ стал генеральным партнером Международного фестиваля о науке и технологиях «Политех360», одного из ключевых просветительских проектов Политехнического музея. Расскажите о вашем участии в фестивале. Насколько важно, по вашему мнению, проводить такие мероприятия? Какие положительные эффекты для развития науки и технологий дает фестиваль?

Александр Лошманов: Международный фестиваль «Политех360» — это хорошее начало для будущих специалистов. Мы хотим быть ближе к молодежи, которая и будет воплощать в жизнь все те технологии, которые еще сегодня кажутся нам футуристическими. Мы хотим развивать интерес молодого поколения к науке и показывать на конкретных примерах, чего можно достичь цифровыми или классическими прикладными технологиями.

Андрей Васильев: Для ТМХ важно создать пул наших будущих сотрудников, а «Политех360» — это и есть целевая аудитория для таких задач. ТМХ сейчас разрабатывает корпоративный университет — мы внедряем огромное количество программ, в том числе онлайновых, которые должны помочь нашим сотрудникам расти. Мы понимаем, что лидерами станут только те компании, которые всесторонне развиваются. Краткосрочные успехи дают классные экономические эффекты, но такие же недолгие. И если мы думаем о будущем, то его надо создавать уже сегодня.

Бевзюк Игорь Анатольевич, генеральный директор ГК «2050.DIGITAL»:

 

Игорь Бевзюк

Игорь Анатольевич, во взаимодействии с Трансмашхолдингом группа компаний «2050.DIGITAL» реализует комплексную программу цифровизации российских предприятий транспортного машиностроения. Расскажите подробнее о вашей деятельности.

Игорь Бевзюк: Деятельность ГК «2050.DIGITAL» сконцентрирована на пяти основных направлениях. Первое — это реализация проектов, связанных с искусственным интеллектом. Внедрение этой технологии способно полностью изменить глобальную экономику, кардинально повлиять на развитие конкретных отраслей промышленности.

Проекты с использованием искусственного интеллекта хороши тем, что дают понятную измеряемую полезность. В нашем случае это уникальные решения от компании Clover Group, основанные на последних достижениях отечественной математической школы. На мой взгляд, для железнодорожной отрасли предиктивная аналитика раскрывает поистине феноменальные возможности.

 

Второе направление — создание автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Современные АСУ ТП — необходимое условие организации высокоразвитой индустрии, незаменимый комплекс аппаратных и программных средств. В этом сегменте компании «ЛокоТех-Сигнал», «АВП Технология», «Локомотивные электронные системы» и «НИИ технологии, контроля и диагностики» решают комплексную задачу перевода локомотивного парка на цифровое управление. Внедряются микропроцессорные системы, системы автоведения, киберзащищенное ПО, также мы работаем и над переносом ключевых функций на борт локомотива.

Третье направление — интеграционное. Здесь лидируют компании «2050» и «2050.DIGITAL», которые реализуют, соответственно, проекты «Цифровой завод» и «Цифровое депо». В рамках этой деятельности мы «оцифровываем» объекты производственной и сервисной инфраструктуры. В результате технологические процессы становятся максимально прозрачными и позволяют оперативно трансформировать предприятия под новые задачи.

Четвертое — Research and Technology (исследования и технологии. — Forbes). В рамках данного направления создаются революционные образцы подвижного состава с использованием технологий будущего.

Мы уже начали разработку гибридного роботизированного тягового локомотивного комплекса. На 2019 год запланированы его тестовые испытания, а на 2020-й — сертификация пилотного образца. По нашим расчетам, эта беспилотная машина со временем заменит традиционные маневровые локомотивы, которые сейчас выполняют колоссальный объем мелких перевозок в пределах локомотивных депо и промышленных предприятий. Поэтапно эти машины будут становиться все более самостоятельными: смогут сами себя экипировать, диагностировать, менять аккумуляторы, давать рекомендации по ремонту.

 

Большие надежды мы возлагаем также на созданную в нашем периметре еще одну digital-компанию — «2050.Аддитивные технологии». Ее специализация — 3D-печать запчастей и расходников, необходимых для технического обслуживания и ремонта локомотивов. «2050.АТ» будет производить любые мелкосерийные детали, даже те, которые уже давно сняты с производства. Здесь наш основной критерий — это так называемое Just-in-Тime, то есть «точно в срок».

И пятое направление — это автоматизированная система управления бизнес-процессами (АСУ БП). Современный менеджер должен принимать быстрые и важные решения на основе анализа большого объема информации. В масштабном бизнесе цена ошибки даже от одного неправильного распоряжения возрастает кратно.

Снижение негативного влияния человеческого фактора — это тоже наша забота и работа. Создаваемая нами АСУ БП позволяет, в частности, автоматизировать планирование потребности в материальных и трудовых ресурсах, оптимизировать процессы маркетинга или продаж.

Современные городские поезда ТМХ работают на линиях таких городов, как Баку, Будапешт, София. На фото вагоны Будапештского метрополитена

 

Как строится взаимодействие ГК «2050.DIGITAL» с ключевыми партнерами?

Игорь Бевзюк: Если представить нашу деятельность в более прикладном аспекте, то первое, что мы оцифровываем, — это производственные активы, находящиеся в периметре наших активных заказчиков АО «Трансмашхолдинг» и Группы компаний «ЛокоТех».

Данная работа направлена на более эффективное использование оборудования, трудового персонала, товарно-материальных ценностей, увеличение качества и количества продукции, которую предприятия способны производить.

Например, только для РЖД ежегодно производится порядка пятисот новых локомотивов. Каждый из них сегодня поставляется по контракту жизненного цикла, а это приводит нас к совершенствованию уже самого сервиса. Ведь контракт жизненного цикла подразумевает, что не менее 95% всего времени локомотив должен находиться в эксплуатации, и только 5% отводится на его ремонт и сервисное обслуживание.

 

В настоящее время наш главный производственный проект — «Цифровой завод». Он реализуется на Новочеркасском электровозостроительном и Тверском вагоностроительном заводах. В ряд производственных процессов этих предприятий интегрирован промышленный интернет вещей: заводские станки и машины начали общаться между собой, оптимизировалось управление складскими ресурсами, технические задания теперь приходят специалистам непосредственно на гаджеты. Также используются виртуальные очки, PLM-системы, MES и другие инновационные инструменты.

Что же касается нашей сервисной стратегии, то она связана с пилотным проектом по внедрению интеллектуальной системы «Цифровое депо». Он тоже уже запущен — в депо «Братское» в городе Вихоревке. Только представьте: в самом обычном, штатном депо используется порядка двухсот цифровых решений, начиная с VR-очков и заканчивая RFID-метками для внутренней логистики и систем доступа.

Можно сказать, что пилотное внедрение умного цифрового инструментария уже состоялось. Но на этом, конечно же, мы не останавливаемся. Впереди еще много работы, и не только в железнодорожной индустрии.

Одна из задач ГК «2050.DIGITAL» развитие инновационных систем управления движением городского рельсового транспорта. Расскажите о них подробнее.

 

Игорь Бевзюк: Важно отметить, что массовое внедрение цифровых технологий в транспортную инфраструктуру мегаполисов направлено на повышение эффективности работы действующего парка и способствует планомерному переходу к принципиально новому качеству управления перевозками.

Эту масштабную задачу мы решаем совместно с компанией «ЛокоТех-Сигнал», в активе которой есть несколько уникальных инновационных продуктов. Один из них — оптимальная система микропроцессорной централизации для метро БМЦ-М.

Данный проект реализовывался в тесном сотрудничестве со специалистами Московского метрополитена. Технические решения, общая идеология построения системы обеспечили выполнение всех требований и пожеланий заказчика. Например, нам удалось сделать ее сверхбыстрой: время реакции составляет всего 100 мс. Столь высокое быстродействие отвечает не только существующим, но и перспективным требованиям.

Все компоненты БМЦ-М, включая центральный процессор, объектные контроллеры и каналы связи, дублированы и работают в режиме горячего резервирования. Это обеспечивает исключительно высокую надежность и эксплуатационную готовность, необходимые для бесперебойной работы Московского метрополитена, одной из наиболее загруженных в мире транспортных систем.

 

В 2018 году БМЦ-М прошла сертификацию, что позволяет приступить к ее массовому внедрению на метрополитене Москвы и других городов России и стран СНГ.

Компания «ЛокоТех-Сигнал» выпускает также современные путевые генераторы и приемники для системы автоматического регулирования скорости (АРС). Благодаря кодам этой системы поезд определяет допустимую скорость движения.

Все это — первые шаги на пути к дальнейшей цифровизации транспортной инфраструктуры городского рельсового транспорта и к применению разработок более высокого уровня. Например, систем управления движением поездов на базе радиоканала, полноценного автоведения, интеллектуальной диспетчеризации. Такие цифровые решения мы активно совершенствуем и намерены внедрить в ближайшее время.

Расскажите, как используются технологии искусственного интеллекта и предиктивная аналитика на железнодорожном транспорте уже сейчас? Каковы перспективы таких решений?

 

Игорь Бевзюк: Как я уже говорил выше, искусственный интеллект — одно из направлений деятельности ГК «2050.DIGITAL». Повторюсь, самый яркий представитель этого сегмента — наша компания Clover Group. Решения, построенные на базе платформ интеллектуального анализа данных Clover, обрабатывают информацию, полученную с ответственных агрегатов локомотива, прогнозируют отказы узлов и дают заключение о его остаточном ресурсе.

Интеллектуальное решение «Умный локомотив» на базе предиктивной аналитики компании Clover Group уже применяется более чем на 5 800 секциях локомотивов, а до конца года мы планируем охватить 7 400 секций.

Образно говоря, можно сравнить эту аналитику с заботливыми родителями: заметив изменения в поведении своего ребенка — покашливание, потерю аппетита, насморк — они понимают, что ему нездоровится. Не дожидаясь осложнений, опираясь на свой жизненный опыт, папа и мама быстро моделируют развитие ситуации и принимают безотлагательные действия: идут в аптеку за лекарствами, вызывают врача на дом или, в случае большей угрозы, сразу выбирают вариант госпитализации.

Благодаря нашей предиктивной аналитике мы прогнозируем вероятность отказов оборудования локомотивов на ближайшие 10-15 дней.

 

Вы уже упоминали в нашем разговоре очки виртуальной реальности. А как VR и AR-решения применяются на транспорте для обучения сотрудников?

Игорь Бевзюк: Технология виртуальной реальности действительно подходит для обучения машинистов и механиков. Если у вас помимо учебно-методической литературы, регламентов и инструкций есть еще и инструмент для погружения ученика в цифровое пространство, где можно походить по локомотиву, собрать-разобрать механизм или даже поводить поезд, обучение идет намного быстрее и эффективнее.

С дополненной реальностью немного сложнее, но она тоже работает. Например, очки виртуальной реальности позволяют видеть технологическую карту всего процесса. С их помощью работник может уточнить алгоритм выполнения технологических операций на том или ином агрегате. Это особенно ценно для начинающих специалистов.

Помимо того, что цифровой прибор выступает в роли подсказчика, он еще и контролер. Ведь в очки вмонтирована камера, которая фиксирует каждую выполненную или по каким-то причинам пропущенную операцию. Еще одно преимущество — отпадает необходимость заполнения бумаг, так как в ходе работ фактически формируется электронный чек-лист выполненных операций.

 

Игорь Анатольевич, совсем скоро стартует Международный фестиваль Политех360, который в этом году пройдет при поддержке Трансмашхолдинга. Его главная цель — через документальные фильмы, экспертные дискуссии и междисциплинарные программы дать возможность зрителям познакомиться с новыми идеями, соприкоснуться с достижениями мира науки и технологий. Какова роль таких мероприятий для развития науки и технологий, на ваш взгляд?

Игорь Бевзюк: В первую очередь такие мероприятия важны для тех, кто еще не определился со своим отношением к «цифре». Я сейчас говорю не про возраст. Кто-то относится к цифровым технологиям как к модному тренду, кто-то — как к инструменту, который позволит решить сиюминутные задачи, а кто-то — как к среде, которая будет довлеть над нами и являться некой матрицей. Кино — отличный формат, раскрепощающий сознание, причем как пятилетнего ребенка, так и уже зрелого человека.

Кроме этого, подобные фестивали помогают профориентации молодого поколения. Для взрослых людей объективная реальность всегда намного важнее, чем некий виртуальный мир. У молодых ребят все наоборот: они быстрее верят ярким, красивым, придуманным историям.

Кино, рассказывающее о новых технологиях — это еще и инструмент моделирования потенциальных реакций больших групп населения. Научно-популярные фильмы, дающие возможность ощутить, осознать, что будущее уже здесь, позволяют человеку лучше примерить на себя тот или иной жизненный сценарий и перейти из одной парадигмы мышления в другую.


*На правах рекламы

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+