Одержимость собственным проектом, приверженность принципам, внимание к деталям в сочетании с бунтарским духом позволили энтузиастам технологического мира, начав с гаражного стартапа, сделать крупнейшие корпорации мира. Они стали кумирами для многих руководителей и основателей последующих ИТ-компаний. Но зачастую подобный набор качеств слишком опасен для подросшей компании, и создатели объявляют войну собственному детищу, ссорятся с партнерами и покидают свои фирмы. Пожалуй, самый известный из них — основатель Apple Стив Джобс. Кто идет его путем сегодня?
Стив Джобс впитал в себя, пожалуй, самые значимые социальные движения 60-х годов в Сан-Франциско: культуру хиппи и хай-тек-культуру Кремниевой долины. Смесь бунтарского духа антивоенных активистов, «гаражного» предпринимательства и различных практик самосовершенствования, которыми увлекался Джобс, взрастили человека, не привыкшего искать компромисс ни в чем. А особенно в том, что касалось его проекта Macintosh — своего рода жертвы завышенных амбиций с учетом относительно скромных возможностей компьютеров того периода. Но Джобс доказал, что умеет учитывать свои ошибки: он смог вернуться в свою компанию и вернуть ей былую славу. Как складываются дела у его последователей?
Линус Торвальдс
Создатель Linux несомненно имеет много общего со Стивом Джобсом. Неслучайно Джобс предлагал ему место в Apple, которая создавала операционную систему на базе Unix. Но Линус ответил отказом. Вероятно, работа с платформой с открытым исходным кодом не дала Торвальдсу такого богатства, которое получил Джобс. Но разработки на созданной им платформе перевернули мир: ее используют и Android с 2 млрд пользователей, и проданный на днях IBM за $33,4 млрд разработчик корпоративной ОС Red Hat.
История созданной Линусом Торвальдсом операционной системы Linux проста: когда в 1991 году финский аспирант Линус Торвальдс приобрел пакет операционной системы MINIX, он настолько разочаровался в поставляемой с ней программе эмуляции терминала, что в порыве гнева решил переписать ее, не привязывая ни к какой операционной системе. После некоторых модификаций благодаря усилиям и энтузиазму более 8000 программистов за последние 7 лет проект развился в наиболее распространенную операционную систему в мире, которая вместе с построенной на ее основе Android в настоящий момент обеспечивает работу 42% всех устройств в мире.
Создатель Linux, несомненно, имеет много общего со Стивом Джобсом. Торвальдс руководит проектом Linux, не участвуя в написании кода, а путем арбитражных споров и принятия технических решений, которые поддерживают движение проекта в правильном направлении. И эта способность похожа на фанатичное внимание Джобса к деталям дизайна. Другой бунтарь от ИТ Джереми Эллисон, в свое время покинувший Novell из-за непринятия сделки с Microsoft, вспоминал: «У Джобса было это замечательное дизайнерское чувство вкуса, он создал эти прекрасные продукты, которые все любили...У Линуса есть инженерный вкус, и это то, что делает его особенным. Он может посмотреть на все эти потенциально конкурирующие решения, отбросить лишнее, сказав, что это неправильный выбор».
Торвальдс, как и Джобс, — обладатель непростого характера, что не всегда шло обоим на пользу. И если острый язык Джобса нередко приводил к демотивации и уходу талантливых сотрудников из компании, то дурной нрав Линуса сыграл злую шутку с ним самим: в сентябре создатель Linux был вынужден временно отказаться от разработки из-за плохого отношения к людям. К своему уходу Линус представил новый «кодекс поведения участников сообщества», сделав его более традиционным по аналогии с общепринятым Contributor Covenant, наделив всех участников сообщества Linux равными правами вне зависимости от социального статуса, национальности, религии, пола, возраста, образования и других возможных отличий.
Павел Дуров
В 2006 году Павел Дуров, тогда еще никому не известный выпускник СПбГУ, создал российский аналог Facebook — социальную сеть «ВКонтакте», нашел первых инвесторов и всего за год собрал аудиторию в первые 3 млн подписчиков. Позднее масштабы компании позволили привлечь в качестве инвесторов фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера DST (позднее, в 2010 году был переименован в Mail.ru Group). Бунтарский дух, свойственный Павлу еще со школьной скамьи, нашел свое воплощение в явно скопированной с западной социальной сети. Обилие пиратского контента в соцсети и свобода самовыражения в одночасье сделали его настоящим героем и «русским Цукербергом», бросившим вызов как социальной системе, так и государству.
Оборотной стороной бунтарского характера стала неспособность договориться и ладить с партнерами: в свое время Дуров ссорился с каждым из акционеров «ВКонтакте», включая Mail.Ru Group. Ссора с сооснователями Левиевым и Мирилашвили в конечном счете стоила продажи их доли фонду UCP в 2013 году без ведома генерального директора, а ссора с ФСБ через год вылилась в последующую консолидацию всей социальной сети в руках Алишера Усманова с оценкой в $3,06 млрд. Потеряв как место в основанной им компании, так и долю в «ВКонтакте», Дуров ни о чем не жалел: «Защита личных данных людей стоит этого и намного большего. С декабря 2013 года у меня нет собственности, но у меня осталось нечто более важное — чистая совесть и идеалы, которые я готов защищать».
И действительно, унывать было некогда: в августе 2013 года свет увидел другой проект Павла Дурова, — скандальный мессенджер Telegram. Последовали очередной конфликт с ФСБ и Роскомнадзором, но это уже совсем другая история.
Палмер Лаки
В эпоху, когда основатели компаний сплошь и рядом являются студентами престижных университетов, Палмер Лаки, казалось, был глотком свежего воздуха. Школьник-самоучка, он предпочел колледжу интернет-форумы, которые он штудировал в раздумьях и поиске советов, пересобирая игровые консоли в гараже родителей, прежде чем углубиться в мир 3D-экранов и очков. Это увлечение в конечном счете привело его к встрече с легендарным игровым разработчиком Джоном Кармаком, который помог молодому Лаки привлечь внимание игрового сообщества после презентации одного из его первых прототипов — шлема виртуальной реальности (VR-гарнитуры) на крупной игровой конференции. Внимание вылилось в успешную кампанию по привлечению средств инвесторов на Kickstarter, позволившую собрать юному 19-летнему вундеркинду и его партнеру Брендану Айрибу нескромные $2,4 млн. После успешной кампании Kickstarter, Палмер и его разработка Oculus Rift привлекли внимание Марка Цукерберга, который в 2014 году приобрел компанию за $2 млрд.
Возможно, ставший «иконой для республиканцев» Стив Джобс был примером для Лаки не только в его стиле «гаражного предпринимательства». Поэтому или по иной причине, но в 2016 году Лаки оказался в эпицентре политического скандала, когда достоянием общественности стало тайное финансирование компании, распространявшей интернет-мемы в поддержку кандидата от республиканцев Дональда Трампа. Не исключено, что подобного рода протест был адресован Марку Цукербергу, которого по результатам опроса признали возможным оппонентом Дональда Трампа от демократов на выборах 2020 года 69% респондентов, проголосовавших за Хиллари Клинтон в 2016 году. Так это или нет, но Цукерберг юмора мемов, пародировавших кандидата от демократической партии, не понял, и Лаки покинул Oculus VR в 2017 году.
Гении не только ломают рамки, создавая стартапы в сферах, где их современники не могли и помыслить рынка, но и часто не уживаются в разросшихся корпорациях. Далеко не всем им удается встать у руля собственной компании. Однако без них не существовало бы половины крупнейших компаний мира.