Когда речь заходит о квантовых компьютерах, принято говорить, что рано или поздно они заменят традиционные, то есть все то, что начиняет наши смартфоны, лаптопы, планшеты, автомобили и суперкомпьютеры NASA. Почему? Потому что квантовые компьютеры способны работать значительно быстрее. Но откуда известно, что они будут работать быстрее? Как ни странно, на этот вопрос у исследователей не было однозначного ответа.
Вычислительные ячейки существующих квантовых компьютеров — кубиты. Чтобы производить вычисление, они должны находиться в состоянии когерентности, то есть согласно законам квантовой механики принимать одновременно несколько состояний. Число состояний растет экспоненциально с увеличением количества кубитов. Это и позволяет надеяться, что квантовые компьютеры будут работать на порядки быстрее традиционных вычислительных машин, если удастся втиснуть в них достаточное число кубитов. Но в нынешних прототипах квантового компьютера число кубитов обычно ограничивается несколькими десятками, и в таких условиях «квантовую прибавку» к скорости вычисления обнаружить не так уж просто.
В качестве примера быстродействия квантового компьютера нередко приводят «алгоритм Шора». Современные системы компьютерного шифрования основаны на разложении очень большого числа на множители. Дело в том, что классический компьютер легко перемножает огромные числа, а вот обратная операция — разложение на множители — для него очень сложна. Для 250-значного числа это потребует 800 000 лет вычислений, что и гарантирует безопасность существующих шифров. Однако в 1994 году Питер Шор предложил алгоритм, с помощью которого квантовый компьютер может разлагать числа на множители так же быстро, как и перемножать.
Но значит ли это, что квантовый компьютер принципиально быстрее? Разумеется, нет. Один пример — еще не доказательство, к тому же нелогично сравнивать один хороший (квантовый) алгоритм с другим плохим (классическим). Нельзя исключать, что в один прекрасный день какой-то гениальный математик предложит классический алгоритм, который справится с разложением на множители так же легко, как и алгоритм Шора.
Группа исследователей из IBM и европейских университетов поставили задачу: доказать, что при некоторых условиях квантовый компьютер всегда будет быстрее классического по принципиальным причинам. Эта задача была решена Сергеем Бравым из IBM Research, Дэвидом Госсетом из Института квантовых вычислений Университета Ватерлоо и Робертом Кенигом из Института перспективных исследований в Мюнхене. Они опубликовали в журнале Science работу под названием «Квантовое преимущество в неглубоких цепях», доказывающую, что квантовый компьютер может обогнать классический при определенных условиях.
Что подразумевают авторы под «неглубокими цепями»? Дело в том, что состояние когерентности кубита легко нарушается внешними причинами, — например, теплом окружающего мира. В современных квантовых компьютерах кубиты охлаждены до сверхнизких температур, но все равно способны поддерживать когерентность лишь очень короткое время.
Временем когерентности ограничивается число выполняемых операций — это называется «глубиной вычислений». С помощью квантового компьютера сегодня можно решать задачи только с малой глубиной, поэтому такие задачи и представляют самый большой интерес для теоретиков квантовых вычислений. Именно в этой области интересно поискать «квантовое преимущество», чем и занялись авторы статьи. И нашли его.
Ученые доказали, что для некоторых типов задач глубина вычислений на квантовом компьютере остается фиксированной, даже когда объем начальных данных — число «входных» кубитов — неограниченно увеличивается. На классическом компьютере в таких условиях глубина неизбежно будет возрастать. А это значит, что начиная с некоторого объема исходных данных квантовый компьютер заведомо решит задачу быстрее, тем самым реализуя квантовое превосходство. Подробнее об этой математической работе можно прочитать на сайте IBM. Таким образом, наконец-то доказано общее математическое утверждение: при определенных условиях быстродействие квантового компьютера может сколь угодно превышать быстродействие классического при выполнении той же задачи.
Пока инвестировать в исследование квантовых вычислений без гарантий результата могут позволить себе только такие крупные компании, как Google, IBM и некоторые другие. Так, в мае 2016 года IBM подключила прототип 5-кубитного компьютера к Глобальной сети. Кроме того, была создана платформа IBM Q Experience, на которой уже более 100 000 человек попробовали себя в создании алгоритмов для квантовых вычислений с помощью открытого кода Qiskit.
Квантовый компьютер IBM — далеко не самая мощная квантовая вычислительная система: в Гарварде научная группа российского ученого Михаила Лукина уже создала 51-кубитную систему. Гарвардский «компьютер» и подобные ему проекты не являются квантовыми компьютерами в точном смысле слова — это всего лишь квантовые симуляторы, способные осуществлять лишь один определенный тип вычислений. Тем не менее накопленный инженерный опыт сегодня позволяет поддерживать кубиты в когерентном состоянии уже достаточно долго, и, по мнению экспертов, прорыва в квантовых вычислениях можно ожидать в ближайшее десятилетие.
Примечание: текст статьи был изменен 20.10.2018 г. В первоначальном тексте содержание научной работы было изложено не вполне корректно.