Волшебные очки и игровые приставки: легкий способ попасть в дополненную реальность
Швейцарский стартап с российскими корнями WayRay, создавший технологию проецирования голографического изображения на автомобильное стекло, получил финансирование от компаний Германии, Китая, Кореи. Но разработчики WayRay не были первыми, кто смог «дополнить» существующую реальность: крупнейшие технологические компании ведут борьбу за успех на рынке AR.
Google Glass
Самым важным AR-продуктом десятилетия можно смело назвать Google Glass. Эти очки оказались первым устройством, ориентированным на массовый сегмент. Они позиционировались как «та самая» Next Big Thing («следующий прорыв»), которая должна была потеснить смартфоны с позиции основного устройства для потребителя.
Но, к сожалению, не потеснила. Кто-то считает, что проблема была в позиционировании устройства как премиального и ограниченной доступности для разработчиков в формате лотереи. Другие полагают, что производительность и функционал были слишком далеки от того, что потребитель ожидал увидеть в устройстве такого типа.
Google Glass Explorers Edition появились в продаже в 2013 году, и их смогли получить лишь 8000 счастливчиков, которые успели вписаться в программу ранней адаптации. За $1500 каждый Glass Explorer получал очки с монокулярным LED-дисплеем с углом обзора в районе 17 градусов, камерой на 5 мегапикселей и весом 36 грамм. Что касается функционала, то, как и было обещано в рекламном ролике, Glass оказались чем-то средним между видео-,фоторегистратором и центром уведомлений, функцию которого на сегодняшний день выполняют типовые смарт-часы.
Как бы то ни было, компактность и наличие встроенной камеры сыграло с позиционированием Google Glass злую шутку. Устройство воспринималось как шпионское, людей в Google Glass не обслуживали в некоторых заведениях, запретили использовать в публичных местах из-за угрозы нарушения приватности, а также законодательно запретили использовать в автомобиле.
Если добавить к этому высокую стоимость устройства, сильно ограниченную доступность на рынке, отсутствие интересных сценариев использования и полезных приложений, то можно понять, почему проект достаточно быстро свернули. Слишком много факторов сыграло против, казалось бы, прорывного устройства.
Разумеется, Google не закрыл проект окончательно. Glass все еще существует как автономный проект в рамках материнской компании Alphabet и фокусируется на использовании в промышленности в качестве вспомогательного AR-устройства для различных отраслей. В частности, одним из стратегических партнеров проекта выступает компания Boeing.
Google Tango
Несмотря на участь Google Glass, корпорация продолжила свои эксперименты в области AR и пошла чуть более демократичным путем, сфокусировавшись на создании платформы для проектов в области компьютерного зрения. Была сформирована команда Tango, во главе которой встал Джонни Ли, работавший ранее с компьютерным зрением в Microsoft Kinect. Tango был первым стартапом Google, который вышел из внутреннего акселератора Google X в 2012 году.
Первые продукты на базе Google Tango были показаны лишь в 2014 году. Ими стали смартфон и планшет на платформе Qualcomm и Nvidia Tegra соответственно, созданные под управлением Android. Технологически реализация Tango, как и Kinect, опиралась на использование комбинации обычной, инфракрасной и глубинной камер для распознавания объектов в зоне видимости устройства.
Особенно интересен тот факт, что в первых устройствах, помимо прочего, использовался специализированный чип от израильской компании PrimeSense, создавшей аппаратную базу Microsoft Kinect и поглощенной впоследствии Apple.
Технологическими партнерами Google выступило множество крупных игроков. Если говорить о референсном дизайне, то помимо Qualcomm и Nvidia, на вечеринку обещал заглянуть Intel с референсным x86-совместимым устройством.
Но конечный потребитель увидел только два устройства с поддержкой Google Tango. Ими оказались фаблеты Lenovo Phab 2 Pro и Asus XenPhone AR. Устройства получились громоздкие и дорогие, что логично, если учесть количество дополнительных электронных компонентов, сенсоров и камер.
Приобрести устройства в розницу было довольно проблематично, и по большей части они осели в руках энтузиастов Google Tango по всему миру. Хоть и небольшими партиями, но устройства обязаны были появляться на рынке, несмотря на отсутствие сформированной экосистемы и соответствущего контента. Стратегические партнерства — штука довольно политизированная, а обещания держать приходится.
В 2018 году проект Google Tango был закрыт и поглощен новообразованным Google ARCore.
PrimeSense, Kinect и Apple
Компания PrimeSense оказалась в этом списке не случайно. Так получилось, что разработки этого израильского стартапа лежат в основе самых продвинутых AR и CV (Computer Vision — компьютерное зрение) проектов.
PrimeSense была основана в 2005 году в Израиле командой из пяти человек и изначально была сосредоточена на разработке сенсоров для B2B и B2C использования. Большая часть команды вышла из R&D-подразделения интеллектуальной разведки вооруженных сил Израиля, предположительно работая над сенсорикой беспилотников.
Спустя несколько лет у PrimeSense появились первые массовые продукты — фирменные сенсоры PrimeSense и SoC для ускоренной обработки данных, которые эти сенсоры передают. Сенсоры нашли применение в гейминге, робототехнике, маркетинге и многих других областях. Несмотря на существующую конкуренцию в области 3D-сенсоров, их сенсор Capri был признан самым миниатюрным на CES 2013.
Самым удачным и узнаваемым партнерством можно считать использование сенсоров в первом поколении Xbox-контроллера Microsoft Kinect, который был выпущен в 2010 году и произвел революцию в казуальном консольном гейминге. По предварительным оценкам, это партнерство позволило Microsoft заработать $200 млн на продажах Xbox 360. Впоследствии Microsoft лицензировал ряд технологий PrimeSense и использовал для собственного R&D при создании Kinect 2.0.
В 2013 году PrimeSense был полностью поглощен корпорацией Apple с общей оценкой сделки в $360 млн. Соответственно, в этом же году компания прекратила свою публичную деятельность. Это стратегическое поглощение было с интересом встречено экспертами, так как обещало появление новых инновационных функций в продуктах Apple. Так и случилось спустя 5 лет. Apple провели еще большую миниатюризацию и добавили сенсор PrimeSense в iPhone X, где он отвечает за появившуюся в iOS11 технологию распознавания пользователя по лицу — FaceID.
В качестве другого потенциального сценария обсуждалась интеграция c Apple TV, по аналогии с тем, как Microsoft использовала Kinect. В том числе сенсор мог бы отслеживать эмоции зрителя при просмотре любимых сериалов и позволять киностудиям собирать обратную связь для последующего улучшения качества контента.
Ну а если вернуться к Google Tango, то можно наблюдать редкий случай, когда SoC от Apple (по факту — от разработчиков PrimeSense) используется в инновационном продукте Google. Можно предположить, что мы еще увидим интересные сценарии применения технологий PrimeSense в следующих линейках продуктов Apple.
Разрабатывать продукты под AR еще несколько лет назад было не очень удобно из-за отсутствия необходимых инструментов и достаточно неэффективно из-за отсутствия существенного рынка для окупаемости этих инвестиций.
В то же время AR-технологии развивались семимильными шагами как в области алгоритмов, так и в области hardware. Исходя из современной динамики развития технологий, сегодня их смело можно назвать фундаментальными для всей IT-отрасли.