Плохи шутки с ФСБ: зачем Дурову новая политика конфиденциальности в Telegram
Telegram обновил политику конфиденциальности. В нее был добавлен пункт 8.3, гарантирующий, что если Telegram получит судебный приказ, подтверждающий, что некий конкретный пользователь подозревается в террористической деятельности, то Telegram будет готов раскрыть его IP-адрес и номер телефона соответствующим органам, а регулярный отчет о сотрудничестве по таким вопросам будет публиковаться в отдельном телеграм-канале (пока что там пусто, но у канала уже более 100 000 подписчиков).
Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин заявил, что ведомство может разблокировать мессенджер после того, как наладит взаимодействие с ФСБ по передаче данных для исполнения законодательства.
Однако, даже по словам самого Дурова, это нововведение вряд ли приведет к прекращению попыток блокировки Telegram в России, потому что ФСБ просит не только ID и номер телефона, но и доступ ко всей переписке всех пользователей. Эта информация останется закрытой.
«Павел Дуров откровенно издевается над правоохранительными органами, — считает Герман Клименко, бывший советник президента по интернету. — IP и номер телефона в современном мире, где спрятаться за VPN легче легкого, не имеют никакого значения. Я не думаю, что такой ответ Павла удовлетворит Роскомнадзор».
В телеграм-канале Дуров написал, что в первую очередь новая политика конфиденциальности была введена для того, чтобы мессенджер мог соответствовать европейскому законодательству о передаче и хранении данных (GDPR), но пока в России «ежедневно блокируются сотни IP-адресов в попытках пресечь доступ к сервису, Telegram не рассматривает какие-либо обращения от российских служб», а их «политика конфиденциальности не касается ситуации в России».
С самого начала истории с блокировкой Telegram Павел Дуров пытался подчеркнуть всемирное значение своего мессенджера и незначительную роль блокировки на территории России в глобальном масштабе его амбиций. Однако бренд «Павел Дуров» все равно остается наиболее раскрученным на территории России, считает руководитель Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков. «Вполне возможно, что, обновив политику конфиденциальности, Дуров хотел показать, что готов к диалогу, потому что блокировка так или иначе мешает развитию бизнеса. За ним стоят серьезные инвесторы, которые хотят вкладывать деньги в безопасные и законные проекты».
Более того, в конце июля Telegram запустил сервис для авторизации пользователей — Telegram Passport, где нужно подтверждение личности. Предположительно, этот сервис станет базой для будущей платежной системы, где можно будет осуществлять реальные покупки. Для этой платежной системы даже планировался запуск криптовалюты GRAM.
Сооснователь и партнер Tokenbox Владимир Смеркис говорит, что международное криптосообщество новость про обновление политики конфиденциальности восприняло позитивно: «Криптомир движется в сторону адаптации государством и регуляторами. Таким образом, валюта GRAM, которая будет выпущена на блокчейне TON, может стать первой неанонимной криптовалютой, отвечающей нормам законодательства».
Выходит, Павел Дуров то ли решил в очередной раз позлить ФСБ, то ли очень сильно хочет казаться европейцем, но только в глазах российского интернет-сообщества: европейцам до него нет дела (европейская аудитория мессенджера невелика), но он показательно соблюдает европейские законы, рассказывая об этом в русскоязычном телеграм-канале.